"Народ мой" №23 (339) 16.12.2004
Антону Рубинштейну посвящается Вот уже в четвертый раз Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга проводит крупное мероприятие, которое не оставляет равнодушными любителей классической музыки и тех, кто интересуется музыкальными достижениями молодых, — Международный юношеский конкурс «Исполнитель-композитор». Этот конкурс уже стал традиционным и имеет свою яркую индивидуальность в череде музыкальных фестивалей и конкурсов, проводимых в нашем городе, да и в других городах и даже странах. Несколько слов о его истории.
Первый конкурс «Исполнитель-композитор» прошел в 2000 году и был «отдан» пианистам. Он был посвящен музыке нашего соотечественника Сергея Слонимского. Сергей Михайлович Слонимский — почетный гражданин Санкт-Петербурга, композитор с мировой известностью, блестящий пианист и импровизатор, крупный общественный деятель, много сил и таланта отдает юным музыкантам. Его яркие и образные пьесы для фортепиано давно вошли в репертуар музыкальных учебных заведений. Конкурс получился как праздник, на котором все были счастливы, ведь в заключительном концерте в Малом зале Филармонии участвовали все конкурсанты — и те, что были в числе призеров, и те, кто не прошел во второй тур, но на первом блеснули исполнением отдельных произведений. Концерт закончился исполнением третьей части «Еврейской рапсодии» для фортепиано с оркестром Сергея Слонимского в сопровождении Губернаторского оркестра под управлением С. Горковенко.
Заключительный концерт в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии Второй конкурс, конкурс юных скрипачей, был посвящен 100-летию со дня рождения великого скрипача XX века Яши Хейфеца. Известно, что Яша учился в Петербургской консерватории у знаменитого Леопольда Ауэра и талант его формировался именно в нашем городе. Заключительный концерт конкурса состоялся в Малом зале Санкт-Петербургской Консерватории — на той же сцене, где 90 лет назад выступал маленький вундеркинд.
Художественный руководитель конкурса Любовь Борухзон и исполнительный директор конкурса Александр Френкель Третий конкурс был и вовсе необычным. Оргкомитет призвал молодых композиторов написать камерную оперу или мюзикл продолжительностью не более 30 минут на сюжет их Танаха. На призыв откликнулись добрых три десятка молодых композиторов (не старше 30 лет), готовых написать музыкально-сценическое произведение о Моисее и Иосифе, Аврааме, Эстер, Адаме и Еве, Соломоне и царице Савской... Солидное жюри, состоявшее из известных композиторов и театральных режиссеров, отобрало лучшие работы и три из них были поставлены тремя детскими музыкальными театрами Петербурга на прославленной сцене Государственного музыкального театра «Зазеркалье».
Члены жюри (слева направо): Вера Носина (Москва), Григорий Корчмар (Петербург), Алексей Скавронский (Москва), Иосиф Дорфман (Тель-Авив) Вот с таким «багажом» мы подошли к Четвертому международному конкурсу «Исполнитель-композитор», уже во второй раз проводившемуся среди пианистов. Необычность конкурса вновь подчеркивала его оригинальная программа. Помимо исполнения крупных романтических сочинений, таких, например, как «Cкерцо» Шопена или «Испанская рапсодия» Листа, конкурсант должен был сыграть свое сочинение или транскрипцию, а на втором туре исполнить два концерта с оркестром, к одному из которых, концерту Моцарта, необходимо было сочинить собственную каденцию — традиция, популярная в XVIII веке и утраченная в XIX и XX-м.
Из самого названия конкурса понятно, что основная его задача — выявить молодых музыкантов, которые проявляют себя и как исполнители, и как композиторы. Петербургская школа всегда гордилась своими композиторами-пианистами Балакиревым, Глазуновым, Прокофьевым, а ныне Слонимским, Тищенко... В ноябре этого года исполнилось 175 лет со дня рождения легендарного Антона Рубинштейна (1929–1894) — гениального пианиста и композитора, основателя профессионального музыкального обучения в России, организатора и первого директора Петербургской консерватории. Антону Рубинштейну мы и посвятили этот конкурс.
После предварительного отбора к первому очному туру было допущено 16 человек из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Казань, Великий Новгород), а также из Баку (Азербайджан), Минска (Белоруссия), Киева (Украина), Ростока (Германия), Познани (Польша). Уровень исполнителей был исключительно высок — ведь обязательная пьеса, сочиненная по заказу оргкомитета специально к этому конкурсу известным петербургским композитором Григорием Корчмаром, оказалась весьма трудным орешком. Пьеса называлась «...Которого любит душа моя...» и была написана по мотивам оперы Антона Рубинштейна «Суламифь». Не отстали и конкурсанты, представив свои транскрипции и фантазии на темы Рубинштейна из оперы «Демон» или его романсов. Проникновенно и тонко звучали и пьесы самого Рубинштейна. Знаменательным оказалось то, что 29 октября 2004 года, ровно 140 лет спустя после премьеры Четвертого концерта Рубинштейна в исполнении автора, семеро участников второго тура конкурса исполняли этот концерт в сопровождении оркестра под управлением С. Горковенко.
Любовь Борухзон вручает приз «Надежда» самой юной участнице конкурса — 13-летней Виктории Епихиной из Астрахани Решением международного жюри первое место на конкурсе поделили учащийся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Никита Мндоянц и учащийся Киевской специальной музыкальной школы Антоний Барышевский. 30 октября вместе с остальными участниками конкурса они вышли на сцену Малого зала им. М. И. Глинки Петербургской филармонии, где состоялось торжественное вручение призов и заключительный концерт.
Первую премию получает Никита Мндоянц (Москва) В рамках конкурса прошла также научно-практическая конференция для педагогов-музыкантов, где выступили члены жюри и приглашенные специалисты. Конференция началась с интереснейшего доклада музыковеда В. П. Гончаровой «Антон Рубинштейн — почетный гражданин Петергофа». Ярко выступил член жюри конкурса, профессор Тель-Авивской Академии музыки Иосиф Дорфман, который информировал слушателей о системе музыкального образования в Израиле, а также рассказал о своих сочинениях последних лет и продемонстрировал мультимедийные записи некоторых из них. Его произведения представляли оригинальный синтез звучания древнего шофара, фортепиано и оркестра, включая элементы цветовой музыки. Образно и свежо прозвучали несколько фортепианных пьес из нового цикла «Еврейский календарь». Председатель жюри профессор Академии музыки им. Гнесиных, Народный артист России Алексей Скавронский продемонстрировал авторскую редакцию «Этюдов» Шопена, выпуск которых специально к этому событию подготовило издательство «Композитор — Санкт-Петербург».
сновную тяжесть работы по организации Четвертого международного конкурса «Исполнитель-композитор», как и в предыдущие годы, нес Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, а его директор Александр Френкель вновь взял на себя нелегкие обязанности исполнительного директора конкурса. Необходимо отметить и другие организации-соучредители конкурса, внесшие свой вклад в успех общего дела. Уже упомянутое издательство «Композитор» (директор С. Таирова) напечатало ноты обязательной пьесы, а также вручило конкурсантам в виде призов ценные ноты и книги. Союз композиторов (зам. председателя Г. Корчмар) поддерживал оргкомитет профессиональными консультациями по музыкальным вопросам. Охтинский центр эстетического воспитания (директор Л. Аншелес) предоставил для конкурсных прослушиваний прекрасную сцену своего Большого зала, а также классы для занятий. Разумеется, конкурс не мог бы состояться без поддержки спонсоров — «Джойнта» и Еврейской общинной федерации Кливленда (США).
Хочется надеяться, что это нужное и для юных музыкантов, и для слушателей дело будет продолжаться. Ну, а интересных идей у нас хватит еще не на один год!
Любовь Борухзон,
автор идеи и художественный руководитель
Международных юношеских конкурсов «Исполнитель-композитор»,
заведующая фортепианным отделом Охтинского центра эстетического воспитания
Фотографии Михаила ХейфецаСайт создан в системе uCoz