"Народ мой" №23 (339) 16.12.2004

С чего начинается Родина?

    Усилиями Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга город на Неве стал в последние годы признанной столицей клезмерского возрождения на постсоветском пространстве. Здесь регулярно проходят музыкальные семинары и фестивали, концерты клезмеров со всех концов бывшего СССР и западных звезд. Уже много лет проводятся здесь популярные и авторитетные петербургские «Клезфесты» — фестивали традиционной музыки восточноевропейского еврейства, на которые приезжают музыканты со всего мира, чтобы совместно учиться, репетировать, выступать, обмениваться информацией, опытом, идеями. На одном из последних петербургских «Клезфестов» и родилась эта идея — подготовить программу советских песен в переводе на идиш и в клезмерской обработке. Приходится ли удивляться, что премьера этой программы состоялась именно в Петербурге?

    «С чего начинается Родина», «Мой адрес не дом и не улица», «Ромашки спрятались, завяли лютики» — эти и многие другие песни, хорошо знакомые всем гражданам бывшего Советского Союза, еще в 1970–80-е годы переводил на идиш известный еврейский советский поэт Арон Вергелис. Он переводил их и с идеологическими целями, и с литературными, демонстрируя и свою преданность советской власти, и свое блестящее переводческое мастерство, и богатые возможности еврейского языка. Но вряд ли он мог предположить, что четверть века спустя его переводы окажутся востребованы в молодежной среде, а советские песни будут исполнять традиционные еврейские свадебные музыканты — клезмеры. Но, видимо, таково веление времени. В исполнении культового московского поэта и шансонье Псоя Короленко и специально ради этого концерта собравшихся вместе клезмеров из Гамбурга, Харькова, Москвы и Петербурга старые советские песни потеряли свою идеологическую ангажированность, звучали лукаво, и в то же время искренне, задорно и ностальгически пронзительно, вызывая у слушателей эмоции, которых они сами не могли от себя ожидать.

    Концертом «С чего начинается Родина» завершался традиционный Фестиваль еврейской книги в Петербурге. А в самом конце концерта прозвучала песня, не входящая в «советский репертуар», но, видимо, показавшаяся исполнителям необходимой, — идишская песня «Майн Петроград». «Мы посвящаем эту песню Еврейскому общинному центру Санкт-Петербурга, Дому работников искусств имени Станиславского, всему вашему замечательному городу», — прокричал в микрофон Псой Короленко. Переполненный зал Дома актера ответил ему восторженными аплодисментами.

Г.Гжатский
Фотографии М.Хейфеца
Сайт создан в системе uCoz