"Народ мой" №23 (339) 16.12.2004
Пусть евреи возвращаются Самостоятельная республика Южная Осетия появляется в начале 90-х годов в ходе грузино-осетинского конфликта. Однако ни одно государство пока еще не признало ее независимость от Грузии. В столице Южной Осетии Цхинвале и прилегающих районах население никогда не было этнически однородным. Бок о бок здесь жили осетины и грузины, евреи и армяне, а в XX в. обосновались и русские.
Синагога в г. Владикавказ В Цхинвале с незапамятных времен существовала многочисленная община грузинских евреев. В городе был еврейский квартал, в котором до революции проживало большинство евреев указанного региона. Дома в квартале по архитектуре ни чем не отличаются от домов окружающего населения. Но нередко можно увидеть звезды Давида и меноры на фасадах зданий. Это, по-видимому, было связано с желанием продемонстрировать конфессиональную и этническую принадлежность жителей этого района. Как в обозримый период до революции, так и в советское время, евреи Южной Осетии занимались в основном торговлей и ремеслами, а после Великой Отечественной войны – еще и парикмахерским делом (почти во всех салонах Цхинвала мастерами были евреи). Кроме того, среди евреев были представители интеллигенции – врачи, преподаватели и т.п. Вплоть до 1917-го года евреи играли заметную роль в жизни города. В советское время община Цхинвала продолжала расти. И, несмотря на то, что еврейская жизнь развивалась весьма вяло, она продолжала существовать (как, впрочем, и в других уголках Кавказа и Средней Азии). Наблюдалось следование традициям, выполнение обрядов и соблюдение обычаев. И сегодня, как и прочим грузинским евреям, представителям южно-осетинской, общины присущ высокий уровень религиозности. В 70-е годы евреи начинают возвращаться на свою историческую родину. Эта тенденция была связана не с экономической ситуацией (в среде у грузинских евреев она была всегда благополучной) и не с антисемитизмом, потому что на данной территории не было открытых межэтнических столкновений, а с сионистскими настроениями, царившими в общине. Однако, несмотря на эмиграцию, к концу 80-х в Южной Осетии оставалось довольно много евреев. Именно в этот период началась кровопролитная грузино-осетинская война. Еврейская община находилась в дружественных отношениях и с грузинами, и с осетинами, сохраняя при этом нейтралитет. Но жизнь в условиях непрерывных боевых действий становилась невозможной, ведь пули и снаряды не знают национальностей. Вместе с хаосом войны всегда повышается уровень криминогенности, когда убивают не противника, а того, кого можно ограбить. Еще одним немаловажным фактором исхода евреев из Цхинвала являлось географическое расположение еврейского квартала. Именно на эту территорию приходилась львиная доля атак. В результате этих печальных событий почти все евреи покинули Южную Осетию к окончанию войны. Во время свое поездки в Цхинвал в 1992-м году глава еврейской общины Владикавказа М.Б. Петрушанский нашел лишь несколько десятков евреев, влачивших жалкое существование.
Шахтерский поселок Содон И тем не менее кударцы (осетины-южане) не теряют надежды на возрождение еврейской общины Цхинвала. Характерно высказывание пожилого осетина, коренного цхинвальца, произнесенное в ходе беседы с М.Б. Петрушанским: «Пусть евреи возвращаются. Нам без них трудно...».
Леонид Ланда,
специально для «Ами»Сайт создан в системе uCoz