"Народ мой" №2 (342) 31.01.2005
Слово раввина В еврейской традиции существует не только Новый Год людей – Рош ха-Шана, но и Новый Год деревьев – Ту би-Шват. Это название переводится так: 15-ое число месяца Шват. Число 15 – сумма отображенных буквами цифр в первом слове названия: тет (т) – 9, вав (у) – 6. У Ту би-шват большая история, насчитывающая тысячи лет. В Талмуде зафиксирована дискуссия о дате празднования Нового Года деревьев.
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат, который после изгнания евреев из Испании, превратился в XVI веке в крупный центр кабалистов. Они по-новому осмыслили Ту би-Шват. Так, например, в ночь на празднование Нового Года деревьев кабалисты Цфата проводили специальный седер, напоминающий пасхальный. Вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на котором лежало множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином. Частью этого седера было чтение фрагментов Торы, Талмуда и главной книги кабалы «Зогар» (Сияние), в которых говорится о плодах земли. Произносили специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и плодоносить. Благословляли и ели плоды Страны Израиля, среди которых были оливки, финики, виноград, фиги, гранаты, яблоки, орехи, плоды рожкового дерева, груши, вишни, семечки и арахис.
Как и на пасхальном седере, выпивались четыре ритуальных бокала. Первый бокал наполняли белым вином, символизирующим спящую природу. Второй бокал – смесью белого и красного вина, причем белого было больше. Этот бокал символизировал пробуждающуюся природу. Третий бокал наполняли смесью белого и красного вина, причем красного было больше – символ борьбы между дождями и солнцем и победы теплых дней над холодными Этот бокал был также символом цветущих полей. Четвертый бокал наполняли красным вином, символизирующим победу солнца и лета.
Завершался седер продолжительными плясками. Порядок его проведения был включен в книгу «Хемдат ямим» (Отрада дней) и вместе с нею распространился во многих еврейских общинах. С течением времени порядок проведения седера Ту би-Шват был забыт; сохранились лишь отдельные обычаи, главный из которых – есть плоды, выросшие в Стране Израиля: прежде всего семь видов фруктов и злаков, упомянутых в книге Дварим (Второзакония). Однако и ныне отдельные группы кабалистов устраивают седер в ночь на Ту би-Шват. Сегодня Ту би-шват превратился в Израиле в День охраны природы. По всей стране в этот день устраивают массовые посадки деревьев.
В Ту би-Шват мы по-праздничному накрываем стол, украшая его лучшими фруктами Страны Израиля, и, в особенности, – теми, которыми она славится издавна. Мы стараемся раздобыть какой-нибудь плод, который еще не ели в этом году, – чтобы произнести над ним благословение «Шегехеяну». Атмосфера этого дня помогает молодому поколению укрепиться в любви к Стране Израиля и ее природе, указывая на символическую связь народа и его страны.
Раввин
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz