"Народ мой" №2 (342) 31.01.2005

Как был пойман

    История евреев накопила много материала для писания книг, в том числе и такого материала, которого лучше бы вообще не было. Но история уже была, все, что было – уже случилось, и нам остается либо писать книги, либо воздержаться от этого, и либо читать их – либо нет. К счастью для нас, читателей, наша задача проще вдвое – вопрос «писать ли» перед нами не стоит. Но «читать ли»?

    Должен честно признаться, что при чтении книг о Катастрофе этот вопрос возникает. Однажды я ответил на него – себе, а позже и другим: сказав «да». Но основание, использованное мной для ответа, было не то что малоубедительным, но... наверное, можно сказать так: не универсальным. Понятие «долга» вообще не универсально для секулярного человека. Должен ли я чтить своих родителей? Если я не признаю Тору как наставление, то признание этого долга «долгом» становится моим личным выбором. Человека, который сам по себе не разделяет со мной уверенности в этом выборе, трудно будет убедить. Поэтому мысль о том, что мы должны читать эти книги, не слишком убедительна для многих других. Она, скорее всего, нужна была мне самому. Впрочем, какой-то физик сказал, что он добивается для себя ясного понимания только тогда, когда сумел нечто объяснить слушателям. Мой скромный несколькодесятилетний опыт преподавателя это подтверждает.

    Но с книгой Моше Перлмана «Как был пойман Адольф Эйхман» дело обстоит проще – она интересна и тем, кого не слишком трогает история евреев, причем интересна вовсе не самой историей поимки (тем более, что те, кого интересовало именно это, наверняка читали Исера Хареля). Книга Перлмана интересна, во-первых, сведениями о нацистском подполье в послевоенной Европе. Во-вторых, данными о деятельности нацистов в арабских странах, об их роли, например, в Египте (куда там СССРу...). В-третьих, очень интересна история «разруливания» израильско-аргентинских трений после вывоза Эйхмана. И, наконец, в-четвертых – вообще соображениями о международном праве, о правоприменении в подобных ситуациях и т.д.

    История Государства Израиль и история еврейского народа имеют – с точки зрения истории и исторических книг – важную особенность. Большинство народов имеют давнюю государственную историю – и это структурирует, придает некую более жесткую форму событиям. Если война – то понятно, с кем. Если революция – то понятно, где. Причем если государство существует 100-150 лет, оно приходит в некоторое равновесие с характером живущего в нем народа. Тогда у историка возникает возможность анализа «длиннопериодических» процессов – чем, собственно, и занимались для российской истории Александр Янов или Натан Эйдельман (я называю здесь тех, кто нравится мне лично). Соответственно, возникает возможность сравнительного анализа, сопоставления с историей других стран. Такая возможность не столь давно возникла для США, причем большая эмиграция замедляет становление национального характера, удлиняет период становления, увеличивает динамику. И такая возможность вообще отсутствует для Государства Израиль – поэтому его история не просто не похожа на историю других стран, она вообще не может быть с ними сопоставлена! Что же до истории народа, то да, она более чем существует. Но в истории нашего Народа история нашего Государства – это «последние минуты», что опять же делает задачу историка сложной до полной непонятности. Но это все так, реплика в сторону.

    А книга М. Перлмана содержит совсем немного ляпов, «скромненько, но чистенько» издана, легко читается. За что спасибо автору, переводчикам и «Лимбусу-Пресс», СПб.

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz