"Народ мой" №2 (342) 31.01.2004 - "Некуда" №1 (66), январь 2005
Нам пишутТеатральные истории
В редакцию газеты "Некуда"
Для господина Леонида Гельфмана
Писатель, кинорежиссер, драматург Исаак Шаевич Фридберг родился в 1947 г. в Вильнюсе. В 69-м окончил политехнический институт, в 1969-71 годах работал радиоинженером, затем два года служил в армии. В 1970 году начал печататься в периодических изданиях. В 1981 году И. Фридберг окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров Госкино СССР (мастерская Э. Рязанова).
Автор сценария и режиссер фильма «Заблудившиеся в ночи, или Ночные шепоты», где в 1985 году дебютировала Ингеборга Дапкунайте.
В 1988 году на экранах появился вызвавший оживленную дискуссию в прессе фильм «Куколка».
В 1992 году вышел его документальный фильм "Художники еврейской диаспоры. Россия. XX век".
В 1996-97 гг. он был автором, художественным руководителем и главным режиссером телепрограммы "По реке плывет топор...".
В 2001 году Исаак Фридберг выступил режиссером сериала "Леди Босс", в 2002 – "Русские амазонки", в 2003 – "Огнеборцы".
Леонид, Вас беспокоит автор дурацкой пьесы «Дура, это любовь». Случайно наткнулся в интернете на Вашу статью, из которой узнал о неудачной (с ваших слов) постановке моей пьесы в Мукачеве. Огорчен вместе с вами, так как разрешения на постановку не давал, спектакль просто воровской, сделан в нарушение закона об авторском праве – этот факт вполне полноценно характеризует авторов. Что касается пьесы – посмотрите при случае спектакль в антрепризе Вадима Дубровицкого, они часто играют в Питере и, как я наслышан, с неизменным успехом – вдруг Ваша точка зрения на степень «дурацкости» автора изменится. За внимание – спасибо. Ваша ирония по поводу начала моей творческой деятельности в Еврейском народном театре г. Вильнюса скорее всего объясняется Вашей молодостью и неинформированностью. В те махровые антисемитские годы это был единственный в Советском Союзе Еврейский театр, созданный после разгона театра Михоэлса. Организатором театра был ученик и ассистент Михоэлся Леонид Эммануилович Лурье, актерами – бывшие (и постаревшие) студенты 4 курса студии Михоэлся, которые остались в живых именно потому, что не закончили студию и формально не числились у Михоэлса. Все они в 60-м году собрались в Вильнюсе, где Лурье работал очередным режиссером Русского драмтеатра, и сумели организовать и легализовать театр, игравший на идише. Они восстановили по режиссерским экспликациям Михоэлса его знаменитый «Фрейлехс» (где я, шестнадцатилетний мальчишка, играл роль старика-кантониста). Спектакль удалось привезти и в Москву, и в Ленинград – к сумасшедшей радости нескольких тысяч тамошних еврейцев, которые сумели раздобыть билеты. Возникновение такого театра в те времена было равносильно подвигу, рад, что сумел и решился к этому приложиться. Будьте счастливы, у Вас лихое перо!
Исаак ФридбергСайт создан в системе uCoz