"Народ мой" №5 (345) 15.03.2005
Клезшул — школа для клезмеров
Майкл Альперт.
Фото М. ХейфецаС 12 по 16 февраля 2005 года в поселке Молодежное Ленинградской области прошел исполнительский семинар «Клезшул», организованный Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга.
В отличие от другой программы Еврейского общинного центра — знаменитого питерского «Клезфеста» — «Клезшул» насчитывает относительно недолгую историю. Первый такой семинар был проведен в декабре 2002 года и ориентировался, прежде всего, на преподавателей еврейской музыки. В феврале 2004 года состоялась вторая «клезмерская школа», на сей раз уже исполнительская. «Клезшул 2005» оказался блестящим продолжением в этом ряду. И вновь, уже во второй раз, центральной фигурой семинара, его главным преподавателем и душой стал выдающийся еврейский музыкант, танцор и этномузыколог Майкл Альперт из Нью-Йорка.
Редкой возможностью поучиться у маэстро и пообщаться между собой смогли воспользоваться несколько десятков еврейских музыкантов, приехавших из разных городов России, Украины, Беларуси, Эстонии, Литвы, Латвии, Германии. Помимо углубленного изучения клезмерских наигрышей, хасидских нигунов, народных танцев, участники семинара прослушали лекции по искусству, этнографии, песенному творчеству и истории восточноевропейского еврейства, прочитанные петербургскими специалистами Александром Рохлиным, Валерием Дымшицем, Евгением Хазданом. Несомненным достоинством этого «Клезшула» — по сравнению с предыдущим — явилось совместное обучение певцов и инструменталистов, что способствовало более глубокому осмыслению предложенного Майклом Альпертом материала.Бесценным опытом явилось общение с Аркадием Хуновичем Гендлером из Запорожья, идишским поэтом и певцом, свидетелем смены эпох и поколений, уроженцем бессарабского местечка Сороки, мудрым наставником молодых музыкантов на всех последних фестивалях-семинарах «Клезфест в Петербурге». Аркадий Гендлер провел с музыкантами несколько бесед на идише, в которых он делился своим жизненным опытом, показывал малоизвестные еврейские песни из тогда еще румынской Бессарабии его молодости. Ему аккомпанировали постоянные участники «Клезфестов» Стас Райко и Марк Ковнацкий из Гамбурга, Геннадий Фомин из Харькова, Алла Данциг из Минска.
Кульминационной точкой семинара стал концерт идишской песни и клезмерской музыки, проведенный в питерском клубе «Платформа». Особую изюминку концерту придавал искрометный конферанс Псоя Короленко, этого «молодежного акына» из Москвы, автора новых песен и ремиксов старых. Вместе с Майклом Альпертом Псой спел свой перевод на русский язык старинной хасидской песни «Аз ништ кейн эмине цизамен митн гелт» («Если нет веры и денег»). Особенно чутко — взрывом смеха — откликнулась многочисленная публика, собравшаяся в тот вечер в «Платформе», на рассуждения соавтора этой песни о том, каким же станет целый свет, «если деньги есть, а филантропии нет…» и «если деньги есть, а целостности нет». Маэстро Альперт же не только исполнил несколько замечательных баллад, хасидских и «босяцких» песен на идише, но и аккомпанировал своим молодым коллегам на аккордеоне, скрипке и гитаре.
Концерт представил творческие искания и находки музыкантов самых различных направлений современной еврейской музыки — от аутентично-сельского звучания музыки белорусских евреев в исполнении Дмитрия Слеповича из «Minsker Kapelye» совместно с Майклом Альпертом и музыкантами из питерской «Добраночи» и рижского «Forshpil» до хипповатого перформанса московских «Наеховичей» и зажигательного драйва «Kharkov Klezmer Band» в лице кларнетиста Геннадия Фомина и скрипача Стаса Райко не без помощи пианистки Аллы Данциг из «Minsk Klezmer Band», от проникновенной лирики группы «Der partizaner kish» из Москвы до хасидского экстаза в «Ше ло осани гой» в исполнении таллиннца Тимура Фишеля и — в контраст всему перечисленному — вполне умеренного, но не теряющего от этого своего шарма, клезмерского стиля петербургского ансамбля «Кле-Земер» под руководством пианиста и композитора Евгения Хаздана. Концерт не был бы подлинно еврейским, если бы в конце, после хасидской песни «Йерушалаим — славный город», весь зал не слился бы в танце под гас-нигуны, скочны и шеры, сыгранные совместно всеми музыкантами на сцене клуба.Февральский «Клезшул», как и июньский «Клезфест», его участники между собой называют «круглосуточным семинаром»: на сон приходится всего лишь несколько часов. Но разве может быть иначе?! В эти пять дней выпадает редкая возможность обрести бесценные знания и опыт, надышаться «живой жизнью» еврейской музыки. «Клезшул 2006»?.. Маэстро Альперт, мы с нетерпением ждем Вас!
Зисл ЛевинФотографии Михаила Хейфеца
На фото:
Директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель и старейший участник программы 82-летний автор-исполнитель песен на идише Аркадий Гендлер (Запорожье);
Выступают Геннадий Фомин (Харьков), Дмитрий Слепович (Минск) и Алена Аренкова (Петербург);
Хавдалу проводит Майкл Альперт;
Выступают Майкл Альперт и Евгений ХазданСайт создан в системе uCoz