"Народ мой" №6 (346) 31.03.2005
Слово раввина В истории нашего народа было много чудес, которые каждый еврей вспоминает, отмечая наши праздники. К примеру, на Песах мы вспоминаем чудесное освобождение из Египта, на Хануку мы вспоминаем другое чудо: семисвечник в Храме горел восемь дней, хотя масла в ней было лишь на сутки…
Все это «чудеса» в самом крайнем проявлении: Вс-вышний нарушил законы природы, чтобы спасти народ Свой. С праздником Пурим никаких подобных чудес не связано. События, о которых рассказывает «Книга Эстер», происходят, вроде бы, просто случайно. Случайно Эстер стала женой персидского царя. Случайно советник царя, Мордехай, услышал, как злой Аман и его сыновья планируют государственный переворот… События случайные, но вполне возможные.
И все-таки, празднуя Пурим, мы вспоминаем о великом чуде. Ведь чудеса могут быть двух видов. Одно чудо – когда Б-г нарушает Им же установленный «закон природы», чтобы показать волю Свою. Другое чудо – когда Он так располагает события, устраивает такую череду «совпадений», что достигается результат, соответствующий воле Его.
В первом случае мы говорим: «Этого не могло быть, но Вс-вышний сделал так, чтобы это случилось». Во втором случае: «Этого не должно было случиться, хотя и могло – и Вс-вышний сделал так, чтобы это случилось». Б-г нарушил не закон природы, но закон вероятности – и тем самым сотворил не меньшее чудо. Если первое чудо – событие «невозможное», то второе – событие «невероятное».
Когда Б-г нарушает ради нас законы природы, мы, естественно, сразу понимаем, что свершилось чудо. Когда Он нарушает закон вероятности, человек может понять, что свершилось чудо, лишь по прошествии некоторого времени, когда удается охватить картину событий в целом, когда можно понять, насколько невероятным образом сложились «случайные» события, чтобы привести к тому результату, которого хочет Создатель всего живого. Недаром народная мудрость говорит, что «человек предполагает, а Г-сподь располагает». Аман, казалось, спланировал свои действия самым тщательным образом, а Ахашверош вообще был полновластным владыкой и, как ему казалось, мог делать все, что в голову взбредет. Однако в результате осуществились не человеческие планы, а планы Вс-вышнего. Вс-вышний спас евреев от беды потому, что они покаялись, «вернулись» к Б-гу.
В этом величайший урок, который преподал нам Создатель. Преподал, прежде всего, тем, в чьи руки Он вверил судьбу многих людей. Только уповая на Него, только сверяя все свои действия с заповедями Б-жьими, мы можем рассчитывать на то, что наши действия приведут к желаемому результату и Вс-вышний явит чудо. Чудо, которое мы должны будем признать, даже если изменен лишь «закон вероятности», а не закон природы.
Раввин
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz