"Народ мой" №6 (346) 31.03.2005
Хасиды хабада – подлинные и мнимые Вот уже добрый десяток лет я с удовольствием читаю репортажи и статьи своих коллег-журналистов – профессионалов и волонтеров – из еврейской газеты «Ами» (Санкт-Петербург). Они почти всегда отличаются достоверностью и особой, питерской, чистотой слога. Но иногда, как говорил небезызвестный Савва Игнатьевич другому персонажу фильма «Покровские ворота», милому чудаку Хоботову – «ставят в тупик». Так, например, в очередном номере «Ами» от 31 января 2005 года на первой станице была напечатана статья Михаэля Дорфмана под названием «На могиле Ребэ». И вот какой словесный автопортрет любавичского хасида из Нью-Йорка перед нами предстал:
«Ну, чего вы беспокоитесь? Заботитесь. Радуйтесь и веселитесь! Пейте вино! Танцуйте и пойте веселые песни! Ведь мы живем во время Мессии! Наше время – удивительное время и все идет к тому, что грядет в мир наш Царь-Мешиях, – говорил наш нью-йоркский друг Миша, бывший инженер из Кишинева, затем эстрадный музыкант из Иерусалима, а теперь любавичский хасид из Бруклина, – Ну какие такие заботы? Антисемиты? Пустое, зачем о них заботиться. Не наша это проблема. ... Арабы грозят Израилю уничтожением!? Да не беспокойтесь, Г-сподь не допустит!.. Катастрофа, Холокост – ну было, упаси Б-г, но нам-то повезло жить в эпоху Мессии, все близится к освобождению! Пойте, пейте и веселитесь! Грядет возрождение, геула и Ребе-Царь-Мешиях грядет. Посетите лучше могилу Ребэ и вы все поймете».
Ну что же, такие «хасиды Ребе», наверное, тоже существуют в природе. Но вовсе не они определяют сегодня лицо движения ХАБАД, и мне хотелось бы довести эту мысль до сведения русскоязычных еврейских читателей. ХАБАДники никогда не были пассивными «Ожидателями Машиаха», а сегодня – и подавно. Для начала – отрывок из беседы, которую автор этой статьи провел с известным в Израиле русскоязычным публицистом и общественным деятелем Асей Энтовой – участницей съезда протеста в Иерусалиме, который состоялся 24 февраля под эгидой ХАБАДа. Прямой телерепортаж с этого мероприятия получали члены ХАБАДа в Нью-Йорке, Париже и Лондоне.
По еврейскому календарю этот был «малый Шушан-Пурим», а по российской хронологии этот конгресс патриотов Страны Израиля почти совпал с «Днём защитников Отечества», который и в Израиле отмечают многие ветераны войны и их родственники. Г-жа Энтова – нерелигиозная женщина из поселения Карней-Шомрон – сказала мне, что, присутствуя на многолюдном мероприятии в столице Израиля, она убедилась в том, насколько лживы утверждения израильских СМИ о «паразитизме» так называемых «досов». Особенно это относится к религиозным сионистам («вязаным кипам») и хасидам Любавичского Ребе - членам всемирной организации ХАБАД, о которых сейчас с особой ненавистью говорят и пишут здешние «мастера пера и телеэфира».
Ася Энтова видела очень много молодых и не слишком молодых «хабадников» в форме ЦАХАЛа, для которых защита Отечества – это не пустые слова. Среди них был и сержант Йоси Филант, который своим телом пытался предотвратить разрушение еврейского форпоста в Самарии. Именно он – вместе с бывшим слушателем офицерских курсов, репатриантом из Москвы Яаковом Вовнобоем и офицером медицинской службы Давидом Матаром получили от организаторов иерусалимского форума почетные награды за верность Стране Израиля. Выступавший на съезде известный адвокат Эльяким Аэцни говорил, среди прочего, о том, что сегодняшние «ревнители закона» сами не прочь нарушить его, когда это продиктовано «политической целесообразностью». В какой-то великой ранее северной стране с похожей ситуацией мы уже сталкивались. И прекрасно знаем, к чему это, в конечном счете, привело…
Когда премьер Шарон в конце 2004 года предложил религиозной партии «Яхадут а-Тора» 300 миллионов шекелей на содержание ешив, в обмен на поддержку своего правительства во время парламентских голосований накануне реализации плана «одностороннего отступления», публицист Шай Гефен написал статью на эту тему в американо-израильском журнале «Бейт-Мошиах». И вот что в ней говорилось:
«В 1979 году Любавичский Ребэ резко протестовал против каких-либо сделок религиозных партий с правительством Бегина, которое готовилось подписать капитулянтский договор с Египтом и изгнать евреев из поселений на Синае, – пишет Шай Гефен. – Ребе говорил (и тогда, и позже), что на грязные деньги, полученные в результате таких сделок, нельзя создавать ешивы и вообще финансировать еврейское религиозное образование. Более того – на средства, выплаченные религиозным фракциям за молчаливое согласие выселить евреев из своих домов, нельзя строить даже общественный туалет!».
Именно в те самые дни, когда почтенные бородатые раввины из «Агудат Исраэль» подписывали соглашение с правительством Шарона, безбородый хасид Любавичского Ребе, 20-летний сержант Армии Обороны Израиля Йоси Филант своим телом защищал землю Самарии от надругательства вблизи от поселения Ицхар. Вот как сообщил об этом поступке интернет-сайт «Седьмой канал» 5 января 2005 года:
«Мне очень больно, что приходится бороться со своими товарищами, быть против них, а не с ними, но выбора у меня не было, – сказал Йоси Филант в интервью корреспонденту «Маарива». – Разрушение любого еврейского дома равносильно разрушению части меня самого. Я не мог поступить иначе».
Старший сержант Йоси Филант, боец батальона «Харув», находился в отпуске в поселении Ицхар, когда услышал о предстоящем разрушении караванов в Гиват-Лехава. Он немедленно надел форму, прибежал на форпост и начал кричать солдатам: «Что вы делаете? Откажитесь от выполнения приказа, откажитесь!» После этого он вошел в один из караванов, намеченных к разрушению, и заперся там. Он был арестован бойцами пограничной полиции.
Йоси Филант рассказывает: «Я был дома в отпуске, и услышал, что начинается эвакуация караванов в поселении. Я услышал, что мои товарищи из батальона «Харув» принимают участие в ликвидации. Тогда я выбежал, чтобы сказать им, чтобы они прекратили разрушение. Я обязан был это сделать. Что я, в конце концов, такого сделал? Только сказал им, чтобы они отказались от выполнения незаконного приказа о разрушении еврейской собственности и изгнания евреев из их домов». За свой смелый поступок еврейский солдат получил 28 суток ареста, но он не жалеет о содеянном и продолжает борьбу за сохранение хотя бы минимальной целостности Страны Израиля с десятками тысяч своих единомышленников. Ведь хасидский принцип «Шлемут а-Арец» обязателен, кстати, для всех хабадников! Именно такие люди сегодня и составляют главную силу этой организации.