"Народ мой" №13 (353) 14.07.2005

Мыло и горячая вода есть?

     Нынче некоторые журналы продаются с CD или DVD в комплекте – в пакетике. А некоторые книги стоило бы продавать с каким-нибудь хорошим противорвотным средством. Вы спросите: за каким же чертом я взял в руки и в голову гадость? Отвечу честно: попросили. Знакомая спросила, слышал ли я об этой книге и этом авторе, и вот еще такая, – сказала она, – забавная деталь: смотри, автор сам отмежевывается от издателя, пишет, что рисунки на страницах таких-то «дополнены в книге издателем». Мне стало любопытно, и я сказал: давай. И она дала мне книгу «Диакона Андрея Кураева» «Как делают антисемитом» (Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004). И пусть господин А.Кураев не обижается, что я его взял в кавычки – просто на книгах и в выходных данных обычно пишется фамилия и инициалы, а не доктор там, профессор, диакон, протодиакон или прочий академик всех наук сразу. Так что я, как библиограф, ну просто не мог... рука не подымается.

    Теперь обратимся к сути дела. Мне как-то довелось общаться с Зоей Крахмальниковой – мужественным человеком, отсидевшим в лагерях, но не изменившим своим убеждениям. Она была уверена и во всеуслышание заявляла, что все беды евреев оттого, что они не хотят креститься, а вот если они крестятся, то все будет хорошо и Арафат, Перес и Макашов возлягут рядом, как известные агнец и лев. Разумеется, это антисемитизм – одна из его форм. При этом степень от формы не зависит – я могу так считать, но не отправлять евреев на костер. А могу считать, что дело не в иудаизме, а в крови, – это другая форма, но, опять же, степени бывают разные: могу просто стараться не работать с ними в одной комнате (ну пахнут они как-то не так), а могу и пытаться их уничтожить, чтобы они на весь земной шар не засмердели. Так вот, честный и откровенный враг мне милее лжеца и манипулятора. Иной ученый, филолог-энтомолог, может и восхититься тем, как Познер манипулирует участниками и зрителями, а мне так просто противно. Я не ученый. Поэтому честный враг, который хочет меня уничтожить, мне милее подлеца и манипулятора – да хотя бы потому, что уничтожить меня и мой народ этот тоже хочет, но он сумеет обмануть еще пятерых и сделать их своими сторонниками. Книга г-на Кураева, сочится антисемитизмом, но чуть-чуть припудренным.

     Начнем с названия – «делают антисемитом». Ну да, бедные антисемиты не виноваты. Виноваты евреи, которые делают их таковыми. Естественно, своим мерзким поведением. Издевательством над христианскими святыми (пример – один из персонажей Бабеля), упоминанием, что у Павла были галлюцинации (Даймонт) и что Иисус не интересовался наукой и искусством (Стейнберг). Причем старательно нагнетается впечатление тайности, закрытости – книга Даймонта объявлена «предназначенной для внутреннего пользования в иудейских общинах!» Какое умелое употребление советского жаргона – «для внутреннего пользования». Как вам не ай-яй-яй, г-н Кураев: пользоваться жаргоном прожидовленной советской власти, языком врага...

     Кое в чем с автором можно – и радостно – согласиться. Действительно, в прессе встречаются хамские высказывания в адрес России, русских, русского народа и т.д. Трудно найти, впрочем, в чей адрес за недолгое время последней оттепели (ок. 1990 - ок. 2000) не успела нахамить пресса. Но, приводя пример такого хамства, г-н Кураев выбирает отрывок с автором-евреем (точнее, с еврейской фамилией у автора) и тонко замечает: «Примечательно, из чьих уст вылетает очередной плевок». Через две страницы это уже подается так: «Есть проблема недопустимо пренебрежительного отношения некоторых еврейских публицистов и политиков к религиозно-национальным чувствам русских людей». Обратите внимание, как аккуратно производится подмена понятия – сначала шла речь о религии, а теперь уже об этносе. Наверное, вы в курсе, г-н Кураев, что русский этнос вовсе не весь религиозен, что бы под этим ни понимать. А если понимать под этим хотя бы аккуратное соблюдение религиозных правил поведения, то вообще останутся единицы процентов. Но даже эти единицы, кажется, не уполномочивали вас, г-н К., выступать от их имени.

     Попутно – не намного менее смешны попытки выступать от имени народа и у еврейских «лидеров». В свое время М.А.Членов со свойственным всякому хорошему лидеру цинизмом объяснил, что лидеры они не потому, что их кто-то уполномочил, а потому, что властям удобно иметь лидеров... тут, рядышком, у трона. Кто там от жидов? К ноге! Хорошо, хорошо, молодец... голос... дай лапку...

     Автор чередует пассажи о необходимости христианского смирения и совестливости с вполне антисемитскими цитатами из Цветаевой – «совестливой, интеллигентнейшей» русской женщины. Автору, похоже, невдомек, что это – примитивное противоречие. А еще говорят, что в духовных семинариях хорошо учат логике. Или – или хорошо учат, как, когда и к кому ее применять?

     Игры автора со словами непрерывны. "Я просто не считаю евреев лучше всех остальных народов. Впрочем, сегодня, кажется, даже это уже не считается антисемитизмом». Мало-мальски думающий читатель понимает: а раньше, значит, считалось! Вот до чего довели нас жиды: до того, что если кто не считает их лучше всех – то он антисемит. Ну, суки...

     Наконец, автор переходит от слов – нет, пока не к делу. Но: «Не знаю, расслышат или нет, это мое обращение еврейские журналисты. Если нет – тогда сама русская интеллигенция должна помочь остановить поток провокаций». О! Наконец-то свет истины... тут некоторые спорят, существует ли интеллигенция. Г-н А.Кураев дал ответ: да, существует. И даже дал определение: русская интеллигенция – это та, которая ему что-то должна. Вынужден вас разочаровать, г-на манипулятор. Русская интеллигенция ничего вам не должна. Как, впрочем, и никому другому. По крайней мере, мне так кажется; хотя вам, как ее представителю (наверное, вы так считаете?), может быть и виднее.

     Разумеется, автор цитирует провокатора Э.Тополя – как истину в последней инстанции, обвиняет ожидовленное телевидение в замалчивании призывов церкви к прекращению войны в Чечне (причем видит в этой войне в Чечне именно еврейский интерес).

     Ну и, конечно, простое и незамысловатое вранье. «Именно евангельские времена – это та пора, когда, наконец, сбывается мечта древних пророков Израиля». По мнению древних пророков Израиля – вряд ли вы, г-н Кураев, этого не понимаете – «евангельские времена» – это времена частичного возврата к идолопоклонству, идолослужению. Рискуя навлечь на себя неодобрение ортодоксов всех религий, позволю себе высказать здесь свое личное, сугубо личное мнение. С точки зрения еврея, поклонение Христу есть идолопоклонство. Какие могут быть дети у Создателя Вселенной?! Но христиане считают его сыном Бога (Бога в их понимании), и поэтому это почти не идолопоклонство, почти не многобожие, почти не грех. Разумеется, для них, не для нас! Впрочем, они обойдутся и без моего мнения, и без вашего, как они, вообще-то, легко обходятся и без мнений своих авторитетов.

     Рассуждения автора, в которых он – как, к слову, и тысячи до него – пытается совместить христианство с Ветхим (как они его называют) Заветом, вполне традиционны. В ход идет все – и Бердяев, и еврейские источники, и поэтические картины. Спорить с этим нет нужды – все изложено в книге Полонского, изложено ясно, четко и кратко. Наконец, на стр. 43 мы видим то, чего долго ждали – призыв к крещению. Наконец-то! Я уж думал, что этот... нет, все они такие. Как все мужчины хотят одного, так и все эти... хотят этого. Шутка... Но лиха беда начало. Автор внезапно проговаривается: «Уровень притязаний не изменился у евреев за три тысячи лет – Палестина – для евреев, а не для палестинцев». Котик мой, лапочка Кураев! Опомнись, какие палестинцы три тысячи лет назад? Впрочем, ты же лжешь про Сабру и Шатилу, как сотни брехунов до тебя, ты же называешь буддистом барона Унгерна, убийцу и негодяя, антисемита и организатора погромов. Ты находишь в толстой книге пример самого нехорошего поведения евреев (напали, сожгли, уничтожили), трогательно не замечая, что это двадцатый пример из списка, в то время как предыдущие 19 – «напали, покорили, не изгнали и живут по сей день» – и это во времена, когда нормой было как раз «не изгнать» именно потому, что уничтожить на месте.

     Не дает и никогда не даст спокойно спать христианам одна простая мысль – не они написали Книгу. Они всегда, навсегда, до скончания веков – вторичны. Они ненавидят нас за Книгу, и уже поэтому антисемитизм вечен (разумеется, до тех пор, пока существуют христиане). Г-н Кураев пишет: «Только взяв (вырвав) Библию из рук иудеев, можно сохранить уважение к ней у человечества. Не украли христиане Библию, а сохранили». Браво! Не знаю, горит ли на воре шапка, но вы проговорились. В одном, впрочем, вы правы. Вы, конечно, не украли. Вы перевели и переписали, хорошенько исказив при переводах. Я не большой специалист по авторскому праву, но думаю, что это другая статья. И надеюсь, что к вам будет проявлено снисхождение.

     И после тысячи лет костров, после рек крови, после Катастрофы ты пишешь, что «для церкви было богословски необходимо защищать Ветхий Завет. Если бы она его отвергла – она поставила бы под сомнение самый драгоценный из своих догматов: Бог есть любовь». Что скажешь ты, Андрей Кураев, про твою Церковь и ее и твои заветы, если, например, я так тебя полюблю? Что скажешь ты через год костра, десять лет крови, сто лет Катастрофы, зная, что впереди еще тысяча?

     Ну, а примерно со страницы 60-й и до конца - идет чистый «Штюрмер». Тут и самые пахучие цитаты из Блока, из Солоухина – нет, чтобы восхититься лучшим у них, аптекой там, фонарем, грибами опять же – нет, нашел грязь, нашел гадость и выволок. Ну, пойди ты к моим студентам, ну скажи им, что я третьего дня ковырял в носу. И вообще туалет посещаю... Да еще неоднократно!

     Но искусство манипулятора не в этом. Это все семечки. Искусство в юдофобских рисунках и подборке перепечаток из самых, что ни на есть, антисемитских газетенок, по поводу коих г-н диакон трогательно отметил: «дополнены в книге издателем». Г-н Кураев, как в известном анекдоте, «выходит весь в белом».

     Горячая вода у вас дома есть, читатель? А мыло? Извини...

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz