"Народ мой" №16 (356) 31.08.2005

Слово раввина

    Месяц Элул – последний по еврейскому календарю месяц уходящего года. В еврейской традиции он называется «месяцем милосердия и прощения». С его первого дня ежедневно, кроме субботы, после утренней молитвы в синагогах трубят в шофар. Это первое возвещение о приближении Нового года. Звуки шофара, раздающиеся в синагогах, должны встряхнуть народ и возбудить в нем желание призадуматься: «Год близится к концу. Опомнись, совершил ли в этом году деяния, в которых ты должен раскаяться? нанес ли ты кому-нибудь ущерб, обидел ли ты кого-нибудь – возмести убыток пострадавшему, проси прощения у того, кого ты обидел». В этот месяц евреи воздерживаются от обид и раздоров.

     В этот месяц каждый еврей, сознавая себя творением Б-жьим, проверяет свою душу, свои поступки по требованиям не внешних условий мира, а божественной части души, ибо в каждом есть искра и дух Вс-вышнего и каждый должен подводить в этот месяц итог прожитого года и готовиться к «грозным дням» – ямим нораим – дням между Рош хаШана и Йом-Кипуром. Еврейский обычай должен пробудить в человеке желание проанализировать свои действия и свои поступки перед Судным Днем совокупностью всех своих душевных сил. Среди многочисленных даров, которыми Вс-вышний одарил Свои творения, одним из самых драгоценных является тшува — способ подняться над нашими поступками, бежать от наших прегрешений, спасти наши души и избежать гнева Вс-вышнего.

     Существует множество ступеней тшувы, и по мере своего продвижения по этим ступеням человек приближается к Вс-вышнему. Любая степень тшувы приносит человеку прощение, однако он будет полностью прощен — так, как будто грехи, совершенные им, никогда не существовали — только если совершенно очистит свое сердце и подготовит свой дух к полной и совершенной тшуве. Так грязная одежда не может стать совершенно чистой, если постирать один ее край — но только после полной и длительной стирки.

     Несмотря на то, что раскаяться и вернуться к Вс-вышнему можно в любой момент, дни Элула подходят для этого больше, чем другие дни года — в эти дни Вс-вышний принимает наше раскаяние с большей готовностью. Ведь в Элуле на Небесах пробуждаются прощение и милосердие, и там легче принимают наше раскаяние. Принято к утренней и дневной молитве прибавлять Псалом, в котором выражено высшее стремление души приблизиться к Вс-вышнему. В обычай также вошло произносить молитвы «Прощения» – Слихот в последнюю неделю месяца Элул. В эти дни прощения и раскаяния верующие люди встают после полуночи или очень рано, до зари, и идут в синагогу молить о прощении. Так в дни Слихот люди стараются вспомнить то, что происходило в их душе, и чем глубже их молитва, тем легче удерживаться им от дурного в будущем. Тот, кто пишет в этом месяце письмо, должен в начале или конце его указать, что он желает адресату обрести милость и благословение Небес, дабы он был оправдан в Судныйй День, благополучно вписан в Книгу Жизни и удостоился окончательной оправдывающей подписи. Смысл этого обычая — напомнить себе и другим о приближении Судного Дня, о том, что необходимо готовиться к нему, совершить тшуву и просить милосердия у Вс-вышнего. Люди, с особой тщательностью исполняющие заповеди Торы, обычно именно в этом месяце проверяют кашерностъ тфилин и мезуз в своих домах, равно как и других предметов, связанных с исполнением заповедей. Все, что требует исправления, немедленно исправляется.

     Желаю Вам также тщательно проанализировать свои поступки, заглянуть поглубже в свои сердца, проверить, не осталось ли тех, кто был обижен нами в этом году и получить прощение всех, перед кем мы провинились. Надеюсь увидеть Вас в стенах нашей синагоги!

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz