"Народ мой" №16 (356) 31.08.2005

Письмо из Израиля

     Двадцать третьего августа завершилась эвакуация всех еврейских поселений из сектора Газа и северной Самарии. Всего она продолжалась около семи дней, исключая субботу. В ходе эвакуации поселений блока Гуш-Катиф, расположенного в секторе Газа, часть жителей, пойдя на соглашение с представителями армии и полиции, «добровольно» покинули свои дома. Однако другая часть (в особенности, в поселениях Неве-Дкалим и Кфар-Даром) забаррикадировалась либо в укрытиях, либо расположилась на крышах синагог. Таких поселенцев и их сторонников полиции и армии пришлось эвакуировать силой.

     Что же касается поселений Северной Самарии, то в двух из них (Ганим и Кадим) жители покинули свои дома еще до начала эвакуации. Однако в поселениях Хомеш и Са-Нур полиции пришлось преодолевать сопротивление поселенцев, закрывшихся в учебных центрах по изучению еврейского религиозного наследия. Но и их, в конце концов оттуда вынесли буквально за руки и за ноги. Причем, при этом применялась следующая тактика: двое солдат хватали поселенца спереди, двое сзади, а руководил этим всем специально выделенный в каждом подобном случае офицер.

     Автор этих строк и сам побывал на месте событий. Это было 22-го августа, – в последний день эвакуации поселений из сектора Газа, – в качестве корреспондента израильского радио. В поселении Катиф (расположенном в блоке Гуш-Катиф) наша группа журналистов прибыла уже в тот момент, когда жители поселения собрались в синагоге, которую окружили силы армии и полиции. Один из ответственных офицеров полиции сказал, что в общей сложности в эвакуации данного поселения принимают участие около 700 сотрудников полиции и военнослужащих. А всего в поселении Катиф проживали от 50 до 70 семей. Когда молитва закончилась, в синагогу стали входить солдаты. Причем, они также пели и молились прямо на ходу. Многие из них обнимали поселенцев и плакали вместе с ним. Поселенцы не только не оказали никакого сопротивления, но даже, наоборот, с пониманием отнеслись к миссии сотрудников армии и сил безопасности.

     Примерно та же картина наблюдалась и в поселении Нецарим, куда также прибыла наша группа корреспондентов. В этом населенном пункте проживало около ста семей. И все они тоже пришли к договоренности с офицерами армии и полиции. В результате чего и здесь обошлось без насилия. Однако, когда отряды солдат и полицейских принялись обходить дома, извещая жителей, что тем необходимо немедленно собрать все вещи и покинуть пределы поселения, нередко между жителями и офицерами и солдатами вспыхивали перебранки. Многие жители призывали военнослужащих отказаться от выполнения приказа. Впрочем, подобных случаев (невыполнения приказов офицеров) почти не было зарегистрировано. Где-то к вечеру (было уже, наверное, около 17 часов) из синагоги поселения Нецарим вышли раввины, старейшие жители поселения, молодежь. Они обнесли свиток Торы по всему поселению, а также большую менору, снятую предварительно с крыши синагоги. После этого многие из них сели (добровольно) в автобусы и отправились по разным направлениям. Мне удалось выяснить, куда именно едут поселенцы. И оказалось, что часть из них направляется на Голанские высоты, другая часть едет в город Ариэль. И еще некоторые предпочли приехать в Иерусалим, чтобы помолиться у Стены Плача.

     И последнее. Одной из самых серьезных проблем представляется не только идеологическая составляющая всей произведенной операции (об этом мы поговорим в следующей статье), но и чисто практический момент. Дело в том, что подавляющее большинство еврейских поселенцев сектора Газа работали в сельском хозяйстве. Где они теперь раздобудут работу?.. Да и раздобудут ли вообще? Не знает никто. И если проблему жилья с Б-жьей помощью как-то все же, наверное, удастся решить, то проблему, связанную с построением новых теплиц (и, собственно, где эти теплицы будут расположены?!), с освоением новых земель, полагаю, будет решить чрезвычайно трудно.

     Но, повторю, подробный политический анализ ситуации в стране после реализации программы размежевания мы предпримем в следующей статье.

Евгений Кушнер
Иерусалим,
специально для газеты «Ами»
Сайт создан в системе uCoz