"Народ мой" №18 (358) 29.09.2005

Синагога, моя синагога

     Местом таинственным и непонятным в юности мне всегда казалась синагога. На мою бабушку в молодости, произвело ужасное впечатление, когда в двадцатые годы деникинцы сожгли синагогу в Глухове. От поджога главной синагоги в Глухове, евреи города смогли откупиться. Правда позднее, уже во время Великой Отечественной войны, Златоверхую синагогу сожгли местные власти, опасаясь за городской архив, который был расположен в ее помещении.

     Си - на – го - га. Бейт-Кнессет. Место, где предполагается, что евреи общаются с Вс-вышним, место, где их страстные души находят минуты покоя и гармонического равновесия. Я спрашивала у бабушки в детстве, что такое синагога. Она отвечала: «Это моя еврейская жизнь, которую сожгли». В детстве я ничего не понимала и сейчас нередко ничего не понимаю. В синагогах жизнь кипит: здесь молятся, встречаются, просят и «делают» деньги. Одним словом, «каждому есть дело в нашей синагоге». История синагог Украины разнообразна. Она пестра, как лоскутное одеяло. Синагог в Украине было много. Что с ними стало за семидесятилетнюю историю советской власти, тоже многие знают. Но мы исправляем судьбу и продолжаем писать нашу четырехтысячелетнюю историю дальше.

     Еврейское население Киева всегда было многочисленным, тем не менее, к середине 19-го столетия оно не имело своего духовного центра, в городе действовало лишь 13 молитвенных домов. В конце столетия Габриель-Яков Геселевич Розенберг заказывает у архитектора Николая Гарденина дом в мавританском стиле. После окончания строительства в 1895 году Розенберг добивается перенесения в это здание одного из молитвенных домов на Подоле. Так начала действовать первая киевская синагога. После революции, в 1929 году, в бывшей синагоге Розенберга начинает действовать ремесленная артель, но уже по окончании мировой войны, в 1945 году, деятельность синагоги была снова восстановлена.

     В марте 1899 года на специально собранные средства был приобретен единственный в Киеве свиток Торы – главная реликвия храма. К сожалению, синагога использовалась по назначению очень короткий отрезок времени. В советские времена это красивое сооружение действовало как клуб кустарей, а потом театр кукол. В начале девяностых годов я повела своего маленького сына в кукольный театр. В прохладном помещении зрительного зала было темно. Шел спектакль на украинском языке, то ли про колобка, то ли петушка, не помню. Мне не нравился этот не шибко талантливый спектакль, сын почему-то ныл и требовал уйти. Я знала, что здесь, в этом здании, была когда-то синагога. И я постоянно думала об этом, всю сказку, которая шла на украинском языке. В те годы начинался ренессанс еврейской жизни в Украине. Одним из грандиозных достижений еврейской общины Киева можно считать возвращение евреям города хоральной синагоги, построенной в свое время для киевлян на деньги Лазаря Бродского. Сегодня, это настоящий дом, в полном смысле этого слова, для тысяч евреев Киева и Киевской области. В синагогу Бродского хотят приехать помолиться и те, кто живет в местечках, где о еврейском присутствии говорят только, увы, еврейские кладбища . В наших синагогах сидят строгие охранники. И это не безосновательно. К сожалению, актам вандализма подвергалась синагога Бродского и другие синагоги Украины неоднократно. В налете на самую крупную еврейскую синагогу в 2002 году участвовало около полусотни юнцов, предположительно, футбольных фанатов. Варварские действия «титульной молодежи» были успешно пресечены милицией. Но история идет вперед. И в 2004 году, в дни «оранжевой революции», синагога Бродского распахнула двери всем, кто проводил ночи на революционном Майдане. Пожалуй, такого в истории еще не было. Украинское еврейство в полном смысле слова «открылось» перед нееврейским миром. Вместе с тем возникли попытки государства отрегулировать еврейскую жизнь.

     В России, например, после заявлений депутатов Госдумы, это особенно было заметно. Государство начало предпринимать попытки встроить синагогу в отрежиссированную схему отношений власти и религиозного истеблишмента. Синагога… Мне хочется здесь помолиться в Шабат, прийти повеселиться на Пурим. Но мне бы хотелось это делать без представителей других конфессий. Зачем наша Ханука Президенту Украины? Пусть он отмечает Рождество в Православной церкви со своими детьми. А мы как-нибудь сами будем отмечать свои праздники. Как-то мои пожилые родители решили посмотреть на Владимирский собор в Киеве и зашли внутрь. Так их сра-а-азу раскусили «бдительные верующие». Моего отца почему-то назвали турком, про мать – молчу. А я вот не хотела бы приглашать в синагогу тех, кто может позволить (вольно или невольно) учинить в ней погром, или тех, кто ничего не делает для того, чтобы не дать зарегистрировать новую украинскую антисемитскую партию. Например, в Москве, какие-то необремененные интеллектом частные предприниматели захотели зарегистрировать новую фирму с названием «Аль-Каида». Им не дали это сделать местные власти. Одобряю действия властей города-героя. А вот в Украине – скандальная сенсация. «Трудно поверить, что в год 60-летия Великой Победы, несмотря на многочисленные протесты еврейских общественных организаций, которые неоднократно обращали внимание на ксенофобскую деятельность ректора МАУП, накануне визита Президента Украины Виктора Ющенко в США, бесноватый Щекин (это главный украинский антисемит) сумел зарегистрировать в Минюсте Украины новую партию – более того, получить право ее участия в парламентских выборах 2006 года» (по материалам украинской газеты «Столичные вести»). Ее отличие от других партий Щекин объяснил так: «Партия выступает за приоритет представителей украинского этноса во всех властных структурах. Одновременно мы против каких-либо проявлений расизма, фашизма, в том числе нацизма и сионизма». Вот Вам и Ханука с политическими деятелями.

     Сигнагога… Я не люблю политику. В синагоге Бродского ее не то чтобы любят, но относятся с уважением и пиететом. Наверное, это правильно, ведь евреев слишком часто обвиняли в «аполитичности». Синагога Бродского может снять с себя эти обвинения, они устарели.

     Но мне почему-то кажется, что наше дело – быть честными до конца и идти со своим народом и в «горе и радости».

Галина Лебединская,
Киев
Сайт создан в системе uCoz