"Народ мой" №18 (358) 29.09.2005

Театр израильской «глубинки»

    В современных провинциях Израиля проходило детство мировой цивилизации. Небольшой городок Йокнеам расположен на севере Израиля, к юго-востоку от Хайфы, в самом центре очень живописного лесного района Яарот Менаше, в получасе езды от Хайфы и в часе – от Тель-Авива. В книге пророка Исайи упоминается Йокнеам, где указано его расположение – это горы Кармеля. В ТаНаХе, в Книге Царств, мы читаем о Йокнеаме как о стратегическом укреплении на севере Израиля, построенном вместе с крепостью Мегидо царем Соломоном.

    Новому Йокнеаму чуть больше пятидесяти лет. Основали его сионисты, выходцы из Западной и Восточной Европы. В Йокнеам все время пребывают новые жители, оценив уровень жизни, систему образования, зеленую зону, чистый воздух и чистую питьевую воду, приятный климат. В основном это люди среднего возраста с детьми, в городе нет ощущения хостеля. На улицах то и дело услышишь русскую речь репатриантов, ведь именно они ходят пешком, в отличие от коренных израильтян, большинство которых имеет свой транспорт. Городские власти заботятся об их культуре. Жители городка с гордостью говорят: «У нас есть театр!».

    Идея создания театра первой посетила члена местного совета Хану Коренберг, в 1998 году руководившую абсорбцией. Она пригласила к себе бывшего петербургского режиссера Бориса Когана и предложила ему написать и поставить Пуримшпиль. В то время новый репатриант Борис даже понятия не имел, что такое Пурим. Борис Коган жил в Ленинграде с 1984 по 1995 год, учился в Институте культуры, затем организовал свой театр-студию «Актио», пользовавшуюся популярностью у ленинградского зрителя. Хана Коренберг предложила Борису создать в Йокнеаме театр, который назвали «Гортей» – «Городской театр Йокнеама». С чего начать? С собой режиссер привез французские фарсы, их и решено было поставить. Второй постановкой была выбрана «Антигона» Жана Ануя.

    Театр – организм, чувствительный к событиям, происходящим в мире и обществе. Первый спектакль «Любовный парафраз» – фарсы – легкий, веселый и живой, был поставлен в более трагической ситуации, чем теперь, это было в начале интифады, когда теракты перемежались с болью утраты и безнадежностью, требовался отдых для эмоций и нервов. Сейчас период большего осмысления происходящего, появилась защитная реакция от нахлынувших проблем. За смех уже не спрячешься, пришел момент анализа. Фарсы защищали от реальности, актеры веселились, хоть как-то пытались забыться, но нельзя жить в мире иллюзий, надо искать выход, который не всегда приятен, иногда это шоковая терапия – поэтому театр и поставил трагедию. Неважно, что в «Антигоне» другая эпоха, театр – не музей этнографии, театр решает другие проблемы. Вообще, основная задача театра, как считает Борис Коган, – развлекать, и можно это делать в любом жанре.

    Коган – традиционный драматический режиссер. Он не умеет работать с абстрактными актерами, он сразу отталкивался от конкретного, от того, что могут те актеры, которые работают в его труппе, он уже знает их возможности и потенциал, хотя попадание иногда бывает, а иногда и нет. В «Антигоне» произошло точное попадание. Это спектакль о всевластии и власти. Антигона – победительница, человек, вырвавшийся из-под гнета.

    В зрительном зале в начале второго акта стояла такая тишины, что казалось ее можно резать ножом, а потом – апплодисменты, прямо по ходу действия, когда зритель ловил каждое слово. Это и ответ на все вопросы: получилось то, о чем говорили режиссер и актеры, было тяжело, зрителю было больно смотреть, но это было нужно. Тишина зрительного зала носила ярко выраженный характер сопереживания, а это и есть цель театра. Строительство театра дело длительное, ростки и зачатки его увидели на премьере все. Театр – это не только коллектив единомышленников, но и высокий уровень профессионализма. То, чего режиссер не ожидал, уезжая в Израиль, произошло, теперь он уверен, что здесь может быть все, только для этого, как говорят в Израиле, нужен мазаль (удача), если он есть, то все получится. Борис реально смотрит на вещи – не каждый маленький городок имеет свой театр. Для него период ожидания был довольно длительным, но одно он точно знал, занимаясь уборкой, сваркой или электроникой, как сейчас, что никто так просто с театром не расставался. Остается только порадоваться, что у него в последнее время все складывается неплохо, он смог встретиться с людьми, которые так же преданны театру, как и он.

Светлана Бломберг,
специально для «Ами»
Сайт создан в системе uCoz