Библейская история ЧАСТЬ 2
ДВОЙНОЙ ОБМАН
Продолжение. Начало в № 8.
Излагая библейскую легенду об Аврааме, необходимо рассказать о другом сыне Авраама, Измаиле, рожденном рабыней Сарры Агарью за тринадцать лет Исаака.
В древности вина за отсутствие детей всегда возлагалась на женщину. Поэтому Сарра, потеряв после 75 лет надежду на рождение собственного сына, сама предложила Аврааму в качестве суррогатной матери свою рабыню. Такой способ получения наследника в состоятельных семьях в те годы на Востоке практиковался довольно часто, так было принято1, и Сарра первое время относилась к Измаилу как к сыну. Однако, когда у нее родился свой сын, Исаак, отношение Сарры к Измаилу изменилось, и Авраам по настоянию Сарры вынужден был отправить их в пустыню2. Там они чуть не умерли из-за отсутствия воды. Но Б-г спас их и предсказал Измаилу большое будущее. Впоследствии так и произошло, Измаил вырос, сделался ловким наездником и стрелком. Он взял себе жену из местных жителей, и его потомки кочевали в Аравийской пустыне к югу от Ханаана. С Исааком он впоследствии виделся один раз – на похоронах Авраама. Так говорит Тора. Измаил считается как по еврейскому, так и по арабскому преданию родоначальником арабов. Правда, арабы как самостоятельная нация, исповедующая Ислам, появились только спустя почти 1,5 тысячелетия после Измаила, в VII веке н. э.
Наконец, необходимо отметить, что, кроме Измаила и Исаака, у Авраама было еще 6 детей, которых родила его вторая жена, Хеттура. После смерти Сарры Авраам женился второй раз. Однако, о судьбе его второй жены и о ее детях Библия ничего не говорит. И в этой связи возникает вопрос. Всего у Авраама было 8 детей, но только один из них, Исаак, был рожден Саррой, и именно его Авраам считал своим законным наследником и продолжателем рода. Почему? Может быть, потому, что это сын Сарры, а Авраам был покорным и любящим мужем? Ведь именно по ее требованию он изгнал своего первого сына Измаила. Но дети Хеттуры были рождены после смерти Сарры, и не от рабыни, а от законной жены. И все равно “Авраам дал подарки и отослал их от Исаака, сына своего”3. За что? Или в те времена так было принято, все наследство по праву первородства получал старший сын? Нет, по обычаю младшие дети получали меньше первенца, но все равно свою долю они получали. Его сын Исаак выделил часть наследства Исаву, да и его внук Иаков-Израиль тоже не обижал никого из своих 12-ти сыновей. А ведь там были дети от четырех женщин, в том числе от двух рабынь.
Я не знаю, почему Авраам “отослал” своих детей, почему не приобщил их к своей вере. Изгнав Измаила и отослав других детей, Авраам по отношению к ним поступил не только не по-отцовски, но и не по-божески. Библия этот поступок Авраама никак не комментирует. Но еще удивительнее, что ни в одной из известных мне книг, и еврейских, и христианских, и просто исторических я не нашел оценки этого поступка.
Однако, в любом случае, согласно Библии, получается, что в Ханаане было как минимум 8 колен Авраамовых, и, хотя по логике все они должны были бы перенять веру отца, в действительности этого не случилось. Истинным последователем Авраама стал только Исаак и только одно колено – Саррино. Так, может быть, Исаака и его потомков так надо называть «сарриты»?
Возвращаясь к библейской легенде об Аврааме хочется отметить, что характерной чертой этого повествования являются два обстоятельства. Во-первых, несмотря на добрососедские отношения с народами, населяющими Ханаан, Авраам во время своих странствований и оседлой жизни в Ханане не сближается и не роднится ни с одним из них. Даже когда наступает пора женить сына Исаака, он посылает свата в город Харран, для того чтобы найти невесту из среды своих родичей, оставшихся там во время его пути в Ханаан. Во-вторых, когда умирает его жена Сарра, он покупает в районе города Хеврон у местного жителя хеттеянина Ефрона с соблюдением всех действующих тогда в Ханаане правил участок земли с пещерой, чтобы похоронить там свою жену Сарру и впоследствии быть там похороненным самому. Позже в этой пещере были похоронены все патриархи: сам Авраам (он умер спустя 38 лет в возрасте 175 лет и был похоронен Исааком и Измаилом4, о присутствии на похоронах остальных его детей в Библии не сказано), его сын Исаак и внук Израиль, оба с женами. В современном Израиле город Хеврон находится на территории палестинцев, и над этой пещерой расположена мечеть (ведь через своего сына Измаила Авраам такой же праотец арабского народа, как и еврейского), а в самой пещере действительно обнаружены следы очень древних захоронений.
По библейскому преданию, Исаак большую часть жизни провел в скитаниях по Ханаанской земле, но, согласно еврейской традиции, его главным местом жительства был все-таки район Беэршевы5. Испытав в отрочестве такое потрясение, которое нанес ему по Б-жьей милости отец, он, тем не менее, был человек спокойный, миролюбивый и не склонный к конфликтам. Всю жизнь он провел в Ханаане, кочуя, периодически оседая и снова покидая обустроенные места. Он ведь не был хозяином на этой земле. Характерный пример. В какой-то период племя Исаака оказалось недалеко от Герара, что на юге страны. Здесь он сам построил колодцы и удачно разводил скот. Однако, когда царь Герара Авимелех сказал: “Удались от нас; ибо ты сделался гораздо сильнее нас”, он не стал ни спорить, ни воевать, а оставил свои колодцы и ушел.
Исааку было сорок лет, когда отец женил его на своей племяннице Ревеке (дочери Нахора) и 60 лет, когда Ревека родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова. Старший сын Исав был человеком бесхитростным и простым, он любил охотиться и был, по библейскому выражению, “человеком полей”, а младший Иаков, напротив, был с хитрецой, занимался овцеводством, был человеком, “живущим в шатрах”, и больше склонялся к оседлой спокойной жизни. Отец, Исаак, больше любил старшего сына, вспыльчивого и бесхитростного Исава, а мать Ревека – младшего, более спокойного и уравновешенного Иакова. Еще в юности Иаков хитростью за чечевичную похлебку и кусок хлеба выкупил у голодного Исава, только пришедшего с охоты, право первородства. Это право приносило ему большую часть отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи. Однако оно должно было быть подтверждено отцовским благословением, а отец собирался благословить Исава и завещать ему право первородства, а значит и наследство. И он не скрывал этого.
Тогда их мать, Ревека, решила обмануть мужа. Она научила Иакова, как в отсутствие брата хитростью и обманом выманить у ослепшего к старости отца столь желанное благословение раньше своего брата Исава. Иаков так и поступил6, а добившись отцовского благословения и получив права первородства, именно он стал продолжателем семейных традиций Авраама и Исаака. Согласно древней традиции, отменить это благословение было невозможно. Исаак и Исав отреагировали на обман по-разному. Старик Исаак, человек миролюбивый и, по-видимому, не очень самостоятельный в своих решениях не стал возмущаться, он просто благословил Исава и выделил ему его долю, но Исав, узнав о случившемся, с плачем стал умалять отца благословить и его: “Неужели, отец мой, одно у тебя благословение?7”. А когда получил отказ, то был так возмущен вероломством брата, что сгоряча готов был убить его8. Поэтому Иакову, спасаясь от гнева своего обманутого брата Исава, пришлось покинуть родной дом и уйти в Харран, на родину своей матери Ревеки.
Здесь он прожил 20 лет и женился на своих уже троюродных сестрах: сначала на Лии, а потом на ее младшей сестре Рахили. Причем, что характерно, судьба поступила с ним так же, как в свое время он обошелся со своим братом Исавом. Иаков был обманут своим родным дядей Лаваном. Лаван пообещал ему отдать в жены свою младшую дочь Рахиль. За это Иаков должен был отработать на Лавана семь лет. Он согласился и отработал положенный срок. Но во время свадебного пира, после застолья, когда Иаков был пьян, Лаван подсунул ему, причем именно подсунул, вместо обещанной Рахили свою старшую дочь Лию. Обман выяснился только утром, когда что-либо изменить было уже поздно. Чтобы жениться на Рахили, Иаков вынужден был отработать на Лавана еще семь лет. Так Иаков был наказан за обман брата. За обман отца судьба накажет его позднее. После второго брака, уже на Рахили, Иаков отработал у Лавана еще шесть лет за право взять с собой скот и рабов, нажил 11 сыновей (6 от Лии, 4 от их рабынь и младшего 11-го сына Иосифа родила Рахиль) и одну дочь, Дину, и отправился домой.
Таким образом, Иаков-Израиль, подобно своему отцу Исааку, тоже взял жен из родного племени. По преданию, у Израиля было 12 сыновей (12 колен Израилевых). Последнего, 12-го сына, Рахиль родила на пути домой, и умерла при родах. Иаков похоронил ее недалеко от города Рамы, в центральном Израиле. В еврейской традиции она стала воплощением материнской любви. Когда в 586 г. до н. э. были разрушены Иерусалим и Храм и евреи шли в вавилонское рабство, то, проходя мимо ее могилы, пророк Ирмеягу произнес: “Слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих“. Хотя и иудеи, и левиты не были детьми Рахили, они, как и мы все, были потомками Лии.
На обратном пути, перед встречей с братом Исавом, Иакову (а он, зная свою вину перед братом, очень боялся этой встречи) приснился сон. Во сне на Иакова напал Некто, и он вступил с ним в единоборство. Иаков боролся с ним до утра, а утром этот Некто оказался Б-гом. Для памяти о борьбе Б-г повредил Иакову бедро, благословил и велел ему сменить свое имя Иаков на другое – Израиль, что значит боровшийся с Б-гом (Б-гоборец).
А Исав (он же Едом), когда Иаков вернулся, простил его, принял его подарки, и они помирились. Подобно Измаилу, Исав женился на местной девушке и стал родоначальником народа эдомского (идумеев), поселившегося южнее Иудеи, недалеко от моавитян (потомков Лота), к востоку от Мертвого моря. Заканчивается этот раздел Библии рассказом о встрече Иакова-Израиля со своим отцом Исааком (Ревекка умерла, не дождавшись сына) и о скорой смерти самого Исаака. Согласно Библии, было ему тогда 180 лет. Соответственно, Иакову с Исавом было 120 лет. Похоронен Исаак был там же, где его родители, Авраам с Саррой, и жена Ревекка, в пещере недалеко от Хеврона.
Судьба отомстила Иакову и за обман отца. Когда он уже был старым человеком, сыновья обманули его. Они продали в рабство его любимого сына Иосифа, а Иакову сказали, что Иосифа растерзали дикие звери. Так что Иаков еще при жизни был наказан судьбой за оба свои обмана, совершенных в молодости, и умер уже как бы с чистой совестью.
Если сравнить жизнь еврейских патриархов с библейским учением, то бросаются в глаза постоянные нарушения ими библейских заветов. Достаточно вспомнить, как Авраам сначала женился на родной племяннице, затем, как он распоряжался своей женой, передавая ее в пользование другим мужчинам и с какой легкость сама Сарра шла на это, как Ревекка с Иаковом обманули Исаака и как сам Иаков имел двух жен, причем родных сестер. Все это противоречит Торе. Почему? Думаю, дело в том, что Тора, как сборник жизненных норм и правил, была создана через много лет после их смерти, а тогда, при них, были другие обычаи и другие нравы. И евреи, авторы Библии, не захотели во имя морализаторства кривить душой и искажать тексты своих легенд.
Продолжение следует.
Соломон Майзель
1Рассказывается со ссылкой на Мидраш, что Агарь была дочерью фараона, которую он подарил Саре во время ее пребывания в Египте. Она была рабыней Сары, но перед сожительством с Аврамом получила свободу (чтобы Аврам вступил в связь со свободной женщиной). По тому же преданию, после их первой связи Сара побила Агарь, и у той случился выкидыш. Поэтому Измаил родился у Агари уже от второй беременности.
2Согласно Корану, Аврам не прогнал Агарь с Измаилом, а сам привел их к источнику Земзему на то место, где сейчас расположена Мекка.
3Бытие. Гл.XXV, ст.6.
4Это была последняя встреча братьев.
5В переводе на русский язык “беэр” – колодец, “шева” – семь.
6Слепой Исаак, думая, что он благословляет Исава, на самом деле благословил Иакова.
7 Бытие. Гл.XVII, ст.38.
8В Библии не сказано, как после этого сложились его отношения с матерью, однако умерла Ревека раньше Исаака, не дождавшись любимого Иакова. Возможно, так она была наказана за обман мужа. А старик Исаак прожил еще свыше 20 лет, встретил сына и внуков.
Сайт создан в системе uCoz