"Народ мой" №20 (360) 31.10.2005
Слово раввина Суккот – это праздник Жатвы; празднуется он тогда, когда собирают плоды с поля, огорода, виноградника. Амбары и плодохранилища переполнены, обильно вознаграждены недели и месяцы тяжелого труда в поте лица, потраченного на землю. Человек чувствует себя счастливым и довольным. Это не мудрено – ведь Суккот является «Сезоном увеселений».
В это время всегда существует опасность, что Еврей, найдя свою работу столь успешно вознагражденной, может подумать, что «мое уменье и сила моих рук доставили мне все это богатство». При этом есть еще опасность, что, размышляя так о работе и богатстве, он решит, что это является главной целью его жизни и забудет о существовании более важных ценностей в жизни – духовных ценностей.
Чтобы Еврей не забывал главной своей цели в жизни, Г-сподь, в Своей бесконечной мудрости и доброте, приказывает нам на это время покидать наши комфортабельные дома и селиться в неустойчивых Сукках на семь дней. Сукка напоминает нам, что мы можем положиться на защиту Г-спода, так как Сукка – не крепость и не обеспечивает нам даже солидной крыши над головами. Она напоминает нам также о том, что жизнь на этой земле является только временным пребыванием. Каждый из семи дней Суккота представляет одно из десятилетий жизни, в общей сложности семьдесят лет, период человеческой жизни на земле. Этот короткий период следует рассматривать только в качестве подготовительного периода к вечной жизни, которая наступит после жизни на этой земле, жизни, в которой не будет материального богатства, а только духовные ценности. Запасы зерна, вина и оливкового масла останутся позади, и с собою будут забраны только «запасы» Торы, Мицвот и Хороших Деяний, и они-то явятся преимуществом в этой вечной жизни.
Это также одна из причин чтения Книги Екклесиаста (Кохелет) во время Праздника Суккот в некоторых общинах. В других общинах книга эта читается в синагоге на Шаббос Хол-Хамоед Суккот. Потому что Книга Кохелет, пророчески написанная Царем Соломоном, содержит очень много серьезных мыслей и размышлений о «суете сует» этого мира. И заканчивается эта Книга следующими словами: «Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».
Суккот является для нас «Праздником Жатвы» в более глубоком смысле: он учит нас собирать, удерживать и сохранять религиозные испытания и духовные подъемы, которые мы приобрели во время многих и различных праздников, молитв и Мицвот месяца Тишрей и затем должны пользоваться ими в течение всего наступающего года.
В Большие Праздники, когда мы появляемся пред Г-сподним Судом над нашими поступками, нам напоминают, что как бы не выглядело наше прошлое, мы всегда можем избежать печальной судьбы при помощи Тешувы, Тефилы и Цдаки – раскаяния, молитвы и благотворительности.
На Шемини Ацерет мы все еще едим в Сукке, но без благословения «пребывать в Сукке», а затем наступает самый веселый из всех дней – день Симхат Тора – празднование Торы.
Получается, что чтение Торы происходит, одна часть за другой, в течение года, в течение веков и происходит вечно. Чтение Торы заканчивается на Симхат Тора, но и немедленно начинается с самого начала. Это значит, что у Торы нет конца и что она должна постоянно читаться и изучаться, снова и снова. Потому что Тора, подобно самому Г-споду, Который даровал ее нам, вечна. Соблюдая заветы Торы, наш народ Израильский образует третье звено вечного союза между Б-гом, Торой и Израилем.
Здоровья, мира и благословения Вс-вышнего Вам и Вашим близким!
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz