"Народ мой" №24 (364) 29.12.2005
Слово раввина
Дорогие друзья!
Победа Маккавеев - одно из самых впечатляющих чудес в еврейской истории. Недаром упоминание о нем вошло в молитву "Шмонэ-эсрэ", читаемую в дни Хануки: "... а Ты, по великой милости Своей,... заступился за них, стал судьей в их споре, отомстил их отмщением, предал сильных в руки слабых, многочисленных - в руки немногих, нечистых - в руки чистых, нечестивцев - в руки праведников, злодеев - в руки тех, кто изучает Тору Твою..."
Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.
Первая победа была одержана 25 Кислева. Эта дата зашифрована в самом названии праздника: слово хану-ка можно перевести так: "достигли покоя в "каф"-"хей", то есть 25-го числа ("каф"=20, "хей"=5). В этот день Хашмонаи вошли в Иерусалимский Храм, чтобы очистить его от скверны и заново освятить, чтобы восстановить в нем служение Вс-вышнему. Одним из главных инструментов храмового служения был жертвенник - символ полной духовной независимости еврейского государства. И так рассказывается в Первой книге Маккавеев: "И встали они рано утром, и вознесли на новом жертвеннике жертвы всесожжения, как полагается. Они освятили в тот день новый жертвенник, построенный вместо оскверненного греками, и воспели Вс-вышнего под звуки арф, свирелей и бубнов. Все пали ниц пред Г-сподом, благодаря Его за то, что Он дал им силу и мужество. И освящали жертвенник восемь дней, в великой радости вознося на нем всесожжения и благодарственные жертвы... И было великое веселье во всем народе, потому что избавил нас Вс-вышний от позора в глазах других народов. И приказали Некуда и его братья, вместе со всей общиной Израиля, праздновать освящение жертвенника из года в год восемь дней, начиная с 25-го дня месяца Кислев, восхваляя Вс-вышнего и благодаря Его..."
В наши же дни мы отмечаем Хануку зажиганием светильников, чтением "Галеля" и благодарственной молитвы "Аль г'анисим" ("За чудеса"). Помимо законов о том, как следует отмечать Хануку, сложилось немало обычаев, связанных с этим праздником. Распространен, например, обычай есть в дни Хануки пончики или оладьи, поджаренные на растительном масле. Этот обычай напоминает нам о том, что чудо Хануки произошло именно с кувшинчиком масла. Для того, чтобы и дети почувствовали особую атмосферу Хануки, принято дарить им в дни праздника "дмей Ханука" - деньги, которые они могут использовать по своему усмотрению. Принято также отпускать детей с занятий раньше обычного. В Хануку дети играют в особые игры. Самая знаменитая из них - игра в ханукальный волчок, дрейдл, который делают в виде кубика, а на четырех его боках пишут буквы "нун", "гимл", "хей"" и "пей": первые буквы слов нес гадоль хая по ("чудо великое произошло здесь"). За пределами Страны Израиля вместо буквы "пей" пишут букву "шин", и таким образом буквы образуют аббревиатуру слов нес гадоль хая шам ("чудо великое произошло там" - т. е. в Эрец-Исраэль).
В Хануку разрешается работать, однако принято отдыхать в эти дни, и очень многие используют время этого праздника для экскурсий по местам, связанным с событиями Хануки. Хмурыми, промозглыми зимними вечерами ханукальные свечи приносят в еврейский дом свет и уют. Восемь дней праздника придают еврею заряд святости на целый год вперед.
Праздничные свечи напоминают нам о древнем чуде, свидетелями которого стали наши предки. Но чудеса не сгинули в древности, они сопровождают нас из поколения в поколение, из века в век.
Попробуйте ощутить тепло и святость этих дней, попробуйте соприкоснуться с величием Творца, Явившего чудеса в те времена в эти дни года. Главное - не останавливайтесь, сделав шаг: чем больше вы узнаете о своем еврействе, тем осмысленнее будет проходить ваша жизнь!
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz