"Народ мой" №2 (366) 31.01.2006

Слово раввина

Тфила

     Иудаизм определяет молитву (на иврите тфила) как "служение Вс-вышнему сердцем". Слова Торы "...служа Ему всем сердцем вашим" вызывают у наших мудрецов вопрос: что такое "служение Вс-вышнему сердцем"? И отвечают мудрецы: это - молитва.

     Ценность молитвы, понятно, заключается в ее истинности, в том, что она зарождается в самой глубине сердца. Пророк Йешаягу говорит от имени Вс-вышнего: "Ибо приблизился этот народ ко Мне лишь на словах, языком своим прославляли Меня - а сердце их далеко от Меня". То есть несчастье состоит в том, что молитва превратилась в механическое произнесение слов, в то время как сердце занято посторонними вещами. И пророк заключает: "И стал их страх предо Мною просто-напросто заученной заповедью".

     Вообще говоря, для содержания молитвы, формы выражения, стиля и даже языка, на котором она произносится, нет никаких ограничений. Потому что суть ее - как служения Вс-вышнему сердцем - может быть выражена когда угодно и как угодно. И все-таки мужи Великого собрания установили строго определенный текст для молитвы - восемнадцать благословений, включающих в себя просьбы об удовлетворении всех основных нужд человека.

     Эта молитва, ставшая центральной частью еврейского Б-гослужения, служит заменой служения Вс-вышнему в Храме, разрушенном почти две тысячи лет назад. Евреи молятся в течение суток три раза - соответственно трем важнейшим моментам Б-гослужения в Храме: принесению утреннего жертвоприношения за весь Израиль, принесению такого же жертвоприношения во второй половине дня и сжиганию ночью тех частей, которые не успели сжечь на жертвеннике до захода солнца.

     Мудрецы Торы сообщают предание, что эти три молитвы - "Шахарит", "Минха" и "Маарив" (или "Арвит") - установлены еще праотцами еврейского народа. На это есть намек в Торе: "И встал Аврагам рано утром, и поспешил к тому месту, где стоял пред Б-гом" (Брейшит, 19) - то есть Аврагам установил утреннюю молитву, "Шахарит"; "И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле" (Брейшит, 24) - потому что он установил молитву "Минха"; "И остановился Яаков в одном месте... потому что солнце зашло" (Брейшит, 27) - Яаков остановился, чтобы прочитать вечернюю молитву, "Маарив".

     Из этих упоминаний о молитве мудрецы заключают, как именно ее следует произносить: стоя, изливая сердце свое пред Вс-вышним, как будто кроме вас и Вс-вышнего никого в мире нет, твердо веря в то, что Вс-вышний слышит молитву...

     Молитвы, сопровождающие жизнь еврейского народа на протяжении многих столетий, приобрели особое значение после того, как народ Израиля лишился Храма. И так сказал пророк Гошеа: "И принесем мы Тебе молитву наших уст вместо быков, которых приносили в жертву в Храме". Жертвоприношения предназначены для того, чтобы приблизить сынов Израиля ко Вс-вышнему, - и ту же роль выполняют молитвы: они устанавливают прямую, непосредственную связь между человеком и его Творцом.

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz