"Народ мой" №4 (368) 28.02.2006
Удивительный художник-график
В Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга в конце февраля открывается выставка из цикла, условно названного организаторами "Наследие старых мастеров". На сей раз, на суд зрителей представлена графика Меера Гидалевича Абрамовича.
Е.В. Фрейдель. 1960 Автопортрет. 1935 Вика. 1976 Абрамович родился в 1899 году в Одессе. Одним из ярких воспоминаний детства будущего художника было связано с волшебством изобразительного искусства: дед посадил его на колени и нарисовал химическим карандашом рыбку на дне наполненного водой блюдца. Контуры рисунка расплылись, и рыбка ожила. Ребенок испытал не только сильный восторг, но и поверил в волшебство линии. Дома и в школе М. Абрамович проявлял способности к рисованию, выбор дальнейшего пути был предопределен, и в 1915 году он поступил в Одесское художественное училище, преобразованное в 1920 году в Государственные художественно-производственные мастерские. Его однокурсниками были Игорь Вускович и Евгений Кибрик. Кроме знаний, полученных у преподавателей: по анатомии - профессора Лысенкова, живописи - Ивана Колесникова и рисунка - Дворникова, Меер Абрамович часто посещал картинную галерею, где особенно его привлекали картины А. Маньяско.
В свободное от учебы время М. Абрамович участвовал в театральных постановках, осуществлявшихся силами учащихся мастерских. Репертуар был довольно широк - от Мольера до Евреинова. Спектакли пользовались у публики определенным успехом. Вырученные от продажи билетов деньги использовались на студенческие нужды и на экскурсии в Петроград и Москву.
Старая ладога. 1976 У Московского вокзала. 1946 До 1934 года М. Абрамович жил и работал в родной Одессе: преподавал рисование в школе, работал художником в рабочем клубе, заведовал сценой в театре "Массодрам", там же оформлял спектакли. Затем работал в Одесской артиллерийской школе художником клуба - выполнял наглядные пособия, театральные декорации, принимал участие в создании документальных фильмов на Одесской киностудии. В 1934 году Абрамович переезжает в Москву и начинает работать заведующим отделом иллюстраций в редакции "Литературной газеты". В начале войны он вступает в Народное ополчение и уходит на фронт, но через несколько месяцев тяжело заболевает. После демобилизации работает художником в цеху на заводе Уралмаш в Свердловске. Там же знакомится со своей будущей женой Екатериной Владимировной Фрейдель, эвакуированной из блокадного Ленинграда. После войны М.Г .Абрамович вместе с женой приезжает в Ленинград. Он очень активно работает: сотрудничает с издательствами - оформляет книги, работает в Ленинградском художественном фонде: оформляет учебные кабинеты, витрины магазинов, придумывая для них интересные механические объекты, становится членом выставкома, старостой художественной студии. В 1970 году умирает Е.В. Фрейдель. В январе того же года в Комбинате живописно-оформительского искусства проходит первая персональная выставка молодой художницы Виктории Яковлевны Миссуловиной. М.Г. Абрамович фотографирует работы на этой выставке. Художники познакомились и через некоторое время поженились. Виктория Яковлевна становится музой и хранительницей творчества художника. М.Г. Абрамович до конца своих дней очень увлеченно работал - и над заказами, и для себя. Даже при просмотре телевизора он не выпускал из рук карандаша: итогом таких просмотров стала серия небольших портретов людей, увиденных на телеэкране. Все они выполнены необычайно легко, психологически точно, с огромным портретным сходством. Вообще в наследии художника очень много портретов. В основном, они создавались в натурной студии Ленинградского художественного фонда. При этом художника не всегда привлекала постановка как таковая - он создавал карандашом, углем, сангиной, прежде всего, портреты, главное внимание уделялось лицу человека. М. Абрамович часто возвращался к одному и тому же мотиву, к одной и той же натуре. Но даже листы, принадлежащие одной серии, совершенно индивидуальны по стилю, способу исполнения и настроению.
Танец. 1975 Рыбка и ракушки. 1982 В студии. 1980 Необычайная легкость исполнения свойственна и пейзажам, довольно широко представленным на выставке. Выполненные углем, фломастером, карандашом или тушью на натуре, они воспринимаются не как путевые заметки, а небольшие монохромные, но совершенно законченные, работы. Необходимо отметить, что художник довольно много и удачно экспериментировал в графических техниках. Например, создал так называемые "крахмалы". Используя придуманную им технику из смеси темперы и обычного картофельного крахмала, Абрамович очень легко и интересно делал пособия для оформления кабинетов, а по совету В.Я. Миссуловиной он стал делать и творческие работы. Жанровые сценки, натюрморты, театральные эскизы - вот неполный перечень тем, воплощенных в этой необычной технике. Они разных размеров, довольно темные по колориту, выдержанному в коричневых тонах, но очень живописны. Кроме легкости исполнения, еще одной характерной чертой, присущей всем работам М.Г. Абрамовича, является мягкий юмор. Из огромного количества произведений было очень трудно выбрать работы для выставки, хотелось показать зрителю практически все. И в этом огромном наследии мне не попалось в руки ни одной работы случайной или надуманной. Я не была лично знакома с художником, а познакомилась с его творчеством благодаря инициативе В.Я. Миссуловиной. Листая его работы, мне казалось, что я беседую с этим удивительным мягким человеком, очень талантливым и добрым, память о котором будет жить в сердцах зрителей, посетивших представляемую выставку.
Наталья Завьялова
Илл. В. КосяченкоСайт создан в системе uCoz