"Мюнхен" по Спилбергу:
Мир вашему дому, или на войне как на войне?
В конце 2005 года на экраны вышел новый фильм Стивена Спилберга "Мюнхен", заново поднимающий тему убийства израильских спортсменов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, а также последствий этого события. За основу фильма взята книга американца Джорджа Джонаса "Возмездие".
Могу сказать, что немного с опаской шла на этот фильм в связи с номинацией "Мюнхена" на премию "Оскар" (как показывали последние оскароносные творения именитых режиссеров, критерии оценки и признания явно изменились не в лучшую сторону). Опасения оказались напрасны - здесь есть что смотреть и для чего смотреть.
От Мюнхена 1972-го до Спилберга 2005-го - убийство 11 израильских спортсменов, ответное уничтожение террористов, выполнявших это задание, новая волна мирового терроризма и непрекращающееся противостояние арабского и израильского миров.
Главный герой фильма, Авнер (Эрик Бана), работает на "Моссад", при этом является любящим мужем и вскоре должен стать отцом. Перед ним и его командой стоит нелегкая и опасная задача - ликвидация лидеров арабской группировки "Черный сентябрь", организовавших убийство израильтян в Мюнхене. Авнеру приходится сделать трудный выбор - семья или чувство долга? И он выбирает второе.
Почти все участники операции "Моссада" по мере продвижения к цели (а это - убийство всех виновников трагедии в Мюнхене) начинают сомневаться в правильности методов. Все чаще вместо слов "месть" и "ненависть" произносятся "дом" и "семья".
Да, фильм тяжел по накалу событий. Есть кровь, есть потери. И среди всего этого, казалось бы, кошмара режиссер ведет диалог, он останавливается, взвешивая на чашах весов потери и идеи, жизненные ценности и их цену. Лично мне Спилберг сделал небольшой "подарок" - где-то посередине фильма, когда уже много крови пролито и дел переосмыслено и тщательное выписывание подробностей происходящего становится несколько утомительным, вдруг звучит любимая мной "Black Magic Woman" Карлоса Сантаны в исполнении какого-то ближневосточного диксиленда.
Безусловно, привлекла игра актеров, как известных (таких как Матье Кассовиц, Джефри Раш), так и совсем не знаменитых, но придающих каждому герою необычайную колоритность и значимость.
Радует, что, несмотря на сложность и неоднозначность темы, Спилберг не опускается до жестокой мясорубки, которой по сути является терроризм и зачастую убийство вообще, особенно перенесенное на кинопленку. Прежде всего все происходящее творят люди. В фильме, как и в жизни, "творят" все подряд: израильтяне, арабы, ЦРУ, КГБ - все смешалось в этом мире без мира. Режиссер не за правых или левых, не за арабов или израильтян, тут нет хороших и плохих. Хотя все равно срабатывала привычка: мысленно я радовалась, когда "наши" (в данном случае потомки Моисея) выигрывали очередную схватку.
И тут не столь важна политическая выверенность событий, от которой, быть может, сценаристы отошли (за что досталось и от "Моссада", и от арабской стороны). Важна сама идея. Идея того, что цель не только не оправдывает средства, но и сами средства порождают новые, еще более страшные цели и средства их достижения.
Примечателен диалог между главным героем, Авнером, и арабом Али, с которым его сталкивает изворотливая Фортуна, а точнее один ловкий француз. Все они воюют друг против друга, но цель одна: "Всем нам нужен дом, в который мы хотим вернуться", - говорит араб Али. "Заплатить придется дорого, но свой дом того стоит", - как бы отвечает ему мать Авнера. И этот диалог длится по сей день, но, к сожалению, все чаще и громче вместо голосов звучат взрывы и выстрелы.
Ответ Спилберга на происходящее однозначен: "Мир НАШЕМУ дому". И на это стоит посмотреть.
Мария ЛевертоваСайт создан в системе uCoz