Библейская история
Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в № 1 за 2006 год. Я думал - ты всесильный Божище, а ты…
Вскоре после явления Г-спода сынам Израиля Моисей по его указанию поднимается на гору Синай, где проводит вместе с Б-гом 40 дней. Верующие евреи считают, что именно в это время Б-г разъяснял Моисею суть Торы. Тогда же Моисей получил от Г-спода каменные скрижали, на которых "перстом Божиим" были начертаны все десять заповедей.
Спустившись с горы, Моисей увидел, что за время его отсутствия евреи (и это сразу после проповеди самого Г-спода Б-га!) успели изготовить себе золотого тельца - идола, символизировавшего для них образ Б-га, - и устроили вокруг него оргию с песнями и плясками. Возможно, они справляли какой-то языческий скотоводческий праздник или просто устали ждать, возможно, просто переволновались. Во всяком случае, о своем завете с Б-гом они забыли. Моисей взбешен. В гневе он разбивает каменные скрижали, которые хотел передать людям, бросает в огонь золотого тельца и приказывает левитам, единственному племени, не участвовавшему в оргии, казнить три тысячи грешников. Левиты обнажили мечи и без суда и следствия покарали неверных. Израиль был спасен. Впоследствии левиты исполняли роль своеобразных опричников при Моисее.
Три тысячи казненных - много это или мало? Если сравнить с принятыми нами шестью тысячами воинов, то нереально много, но именно это число указано в Библии, следовательно, его надо сравнивать с библейским количеством, т. е. с шестьюстами тысячами. Тогда получается, что было казнено 3000/600000 = 0,5% от общего количества мужчин. А это в обратном пересчете дает относительное количество казненных, равное 6000х0,5% = 30 мужчин. Конечно, расчет абсолютно искусственный. Здесь важно не количество, его мы никогда и не узнаем, а то, что казнено было много народу и Моисей в этом эпизоде проявил себя как жесткий диктатор, способный в решительный момент быстро подавить бунт.
Еще больше, чем Моисей, как пишет Библия, оказался взбешен сам Б-г. Он призывает к себе Моисея и предлагает ему уничтожить этот народ и произвести от Моисея новый. "И сказал Г-сподь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный… Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя". Однако Моисей, который и сам был возмущен, понимает, что этот проступок израильтяне совершили не со зла, а от неподготовленности людей к восприятию новой веры, их темноты и рабского воспитания. Он заступается за свой народ. "Но Моисей стал умолять Г-спода, Б-га Своего, и сказал: Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно". Более того, Моисей говорит, что если будет уничтожен его народ, то пусть погибнет и он. И отменил Господь зло, о котором сказал, "что наведет его на народ Свой".
Наличие в Библии этой истории вызывает огромное недоумение. Ее одной достаточно, для того чтобы задуматься о том, кому мы молимся, как жесток, а иногда как несправедлив еврейский Б-г. Оказывается, всемогущему и мудрейшему Б-гу свойственны многие далеко не самые лучшие черты обыкновенного человеческого характера: он обидчив, вспыльчив, способен за обыкновенное непослушание, вызванное непониманием, за которое он сам и ответственен, уничтожить целый народ. Более того, он не умеет предвидеть последствия своих собственных действий, а потом сваливает на неграмотный и невоспитанный народ свою же вину за плохое воспитание этого народа. Он несамокритичен. А в довершении всего Он еще легко поддается лести и внушению. Моисей в этой ситуации гораздо умней и хитрей могущественного Г-спода Б-га! Так что же это за Б-г?! И как авторы Библии могли такое написать?!
Всевышний прощает израильтян, но одновременно он делает для себя два важных вывода. Во-первых, поняв человеческий страх, охвативший народ при виде Б-га, он никогда более сам не являлся перед народом, а все свои послания стал объявлять только через своего пророка Моисея. Во-вторых, взамен золотого тельца он придумывает поручить евреям изготовить Скинию откровения (шатер) и Ковчег завета, чтобы образ Божий всегда зримо присутствовал среди них.
Приняв это решение, Всевышний поручает Моисею изготовить новые Скинию, Скрижали и Ковчег, очень подробно в мельчайших деталях объясняет через него израильтянам, как их сделать, а самому Моисею велит вновь подняться к нему на гору. Здесь он сам вырубает на скрижалях, сделанных Моисеем, текст десяти заповедей завета, по которым евреям следует жить, поручает Моисею положить их в Ковчег и хранить там.
Так евреи стали делать главные атрибуты своей веры. Удивительным в этой истории является сам факт возможности изготовления в пустыне такой Скинии, Ковчега и одежды священников. По библейскому описанию, для этого потребовалось хорошее дерево (я уж не говорю, что хорошее дерево следует более года вылеживать и готовить), драгоценные камни, золото, медь, шерсть и виссон (тонкая льняная ткань) разных цветов, елей для светильников, ароматы для елея и благовонных курений, наконец, инструмент, чтобы все это сделать, и т. п. Откуда у нищих, голодных беглецов, находящихся в пустыне, все это? Конечно, как написано в книге Исход, весь народ по призыву Моисея жертвует для изготовления Ковчега и одежд первосвященника собственные материалы, золото и драгоценности, которые они во время исхода выманили у египтян, и охотно помогает мастерам в их работе. Давая такое задание, Б-г обязан обеспечить снабжение, и раз они сделали и Скинию, и Ковчег, и одежды, значит обеспечил.
Согласно Исходу, Скиния собрания была завершена в первый день первого месяца второго года после исхода евреев из Египта. Моисей положил Скрижали завета в Ковчег, "закрыл его, внес в Скинию, повесил завесу и закрыл Ковчег откровения, как повелел Господь". После этого Б-г научил Моисея, а Моисей озвучил это для всех израильтян, как и кому обслуживать эту Скинию и как ее в дальнейшем сохранять для последующих поколений.
Когда все было закончено, первосвященником, ответственным за хранение этих реликвий и несение службы, Б-г назначил старшего брата Моисея - Аарона, человека спокойного, очень миролюбивого и популярного в народе.
Удивительно в этой истории то, что должность первосвященника Б-г неожиданно и впервые делает наследственной, обеспечивая тем самым род Аарона почетной работой, в то время как о семье и детях Моисея в Библии не говорится ничего.
Завершается рассказ о Скинии откровения словами: "И покрыло облако Скинию собрания, и слава Г-спода наполнила Скинию. Когда поднималось облако от Скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израиля во все путешествие свое. Если же не поднималось облако, то они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось".
Впоследствии, когда евреи пришли в Эрец Исраэль, покорили Иерусалим и построили Храм, эти Скиния откровения, Ковчег завета и скрижали хранились в Кадеш кадешим ("святая святых") Храма, а сами законы были названы законами Моисея, потому что именно он озвучил их для народа. Но такое название законов неправильно в принципе. Согласно Библии, это именно Божьи законы, которые Б-г передал Моисею, а Моисей просто озвучил их людям. И именно потому, что это Божьи законы, никому из земных людей, ни простому еврею, ни царю еврейскому не дано права их ни обсуждать, ни изменять, ни, тем более, нарушать. И евреи по сей день живут с этими законами. Другой вопрос, как они их соблюдают.
В книге Левит, изложена расширенная версия заповедей: в мельчайших подробностях описываются все правила жизни, которым Моисей со слов Б-га научил евреев, в том числе правила жертвоприношений, питания, морали, соблюдения религиозных обязательств, отношений между мужчиной и женщиной, словом, абсолютно все - всего 613 правил.
После изготовления Ковчега и Скинии Моисей под руководством Б-га повел евреев в Ханаан. Первоначально израильтяне хотели приблизиться к Ханаану с востока, но амалекитяне преградили им путь. Тогда было решено идти на юг, к городу Кадесу. Пока моисеевцы добрались до Кадеса, им пришлось не раз останавливаться на отдых. Точный маршрут израильтян и места их отдыха неизвестны. Археологи не могут их найти, поскольку в Библии они именуются только так называемыми "говорящими именами", связанными с теми или иными событиями, которые там произошли.
Первая остановка была сделана в Тавере (место горения). Когда народ стал роптать на судьбу, здесь на краю стана возник пожар, и лишь молитва Моисея укротила огонь. Следующая остановка была в Киброт-Гаттааве (гробы прихоти). Здесь произошло нечто поразительное. Народ, уставший от манны небесной, захотел вновь отведать мяса вместо приевшейся всем манны. "Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы, дыни и лук", - говорили они, обвиняя Моисея в том, что он увел их из Египта и обрек на скитания по пустыне. И Моисей обратился к Г-споду с просьбой помочь ему и накормить народ или избавить его от мучения слушать, как народ плачет.
И снова происходит нечто совершенно непонятное. Г-сподь вдруг вспылил и сказал Моисею: "Народу же скажи: "Будете есть мясо... Кто накормит вас мясом? Хорошо вам было в Египте? … Даст вам Г-сподь мясо, и будете есть. Не один день будете есть, не два… Но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Г-спода, который среди вас, и плакали пред ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта". И Всевышний послал им перепелов, и многие израильтяне обрадовались, набросились на них и стали есть. И, наверное, все они были благодарны Г-споду за такой подарок. Однако не тут-то было. "Мясо еще было в зубах их и не было съедено, как гнев Г-сподень возгорелся на народ и поразил Господь народ весьма великою язвою". В результате все, съевшие мясо этих птиц, отравились, а многие даже умерли. Здесь же на стоянке несчастные были похоронены. Отсюда и название места, "гробы прихоти", напоминающее потомкам о жестокости еврейского Б-га и не дающее археологам никакой информации о том, где вести раскопки.
Вот так Всевышний воспитывает недовольных, вот так наказывает за обиды, "вы презрели Г-спода". Называть Г-спода после такого поступка милостивым язык как-то не поворачивается. Одно понятно: Моисей не знал о такой вспыльчивости Б-га, не знал, что тот захочет так наказать свой народ, который действительно страдал и был ни в чем не виноват. Ведь когда люди пошли за Моисеем, они не знали, что их ждет.
Другим местом остановки был Асироф. Здесь Мариам и Аарон обвинили Моисея в том, что он в нарушение завета "взял в жены ефиоплянку". Кстати, только из этого обвинения мы и узнаем о новой жене Моисея. А что стало с Сепфорой, где она? Где ее дети? Неизвестно. Библия тщательно скрывает от читателей все, что связано с личной жизнью Моисея.
Главное, однако, в этом эпизоде не обвинение Моисея в нарушении завета, а своеобразная форма протеста против его тоталитаризма. Но протест не по адресу. Давно понятно, что главный диктатор у евреев - это Г-сподь Б-г, Моисей только исполнитель его воли, не более. И поэтому он сразу поставил недовольных на место. А в наказание за неправомочное обвинение брата Мариам заболела проказой, что и отражено в названии места - Асироф. Только молитвы братьев и исцелили ее.
Наконец, в конце этого пути Г-сподь счел, что израильтяне готовы к решению главной задачи своего похода - захвату и заселению Земли Обетованной. Находясь в оазисе Кадес-Варни, Моисей по Божьему велению послал в Ханаан двенадцать разведчиков (соглядатаев) с целью осмотреть страну, которую Б-г обещал им отдать, и составить план нападения.
Продолжение следует Соломон МайзельСайт создан в системе uCoz