"Народ мой" №5 (369) 14.03.2006
Письмо в "Ами"
по поводу статьи С.Порудоминского "Пейс-контроль"("Ами" №2/366 от 31 января 2006)
В названной статье читаем: "Россия - страна с вековыми традициями ксенофобии, укорененными в сознании как правящих элит, так и народных масс". Это, мягко говоря, не совсем так.
Россия, как известно, была империей. Угнетение же национальных меньшинств, ассимиляторство в наибольшей степени свойственны как раз национальным государствам, а не империям: только гибкая политика по отношению к разноплемённым подданным способна поддерживать стабильность многонациональных государств.
Часто говорят о российской антисемитской традиции, как государственной (это - безусловно: вплоть до 1917 года сохранялись "черта оседлости" и "процентная норма"), так и бытовой. Однако при этом имеется в виду Россия в границах империи, а не то, что является Россией сейчас. Не на её теперешней территории бушевали в XVII-XVIII вв. национальные войны и бунты, сопровождавшиеся резнёй евреев (Богдан Хмельницкий, гайдамаки), происходили погромы XIX - начала XX вв. и периода гражданской войны. На территории теперешней России (в великорусских губерниях) не было погромов. Здесь евреи появились довольно поздно (только в конце XIX в.), а те, что появились, были в значительной степени ассимилированными; это облегчало взаимоотношения. То же различие сохранялось и в советское время: традиционные евреи - на Украине, в Белоруссии, Молдавии, ассимилированные - в России. Большинство русских, безразличных к "еврейскому вопросу", не способны отличить еврея от нееврея. Особенно нехарактерен в прошлом антисемитизм был для Сибири, хотя там в конце XIX в. жило уже довольно много евреев.
Уберегли многих русских от греха антисемитизма (во всяком случае, от антисемитизма расистского толка) также некоторые особенности сознания, которым сейчас принято давать однозначно отрицательную оценку. Я имею в виду, прежде всего, так называемое "имперское сознание". Для имперского сознания важна не национальность человека, а его включенность в единую общеимперскую государственную, культурную, языковую структуру; поэтому имперскому сознанию в принципе чужд расизм. Подобную роль играло (в прошлом) и православие: русским считался всякий русскоязычный православный, независимо от происхождения. Правда, сейчас русский народ в массе атеист, а зарождающаяся новая религиозность носит скорее национальный характер. Тем не менее, можно думать, что некоторые установки, формировавшиеся до революции под влиянием религии, могли сохраниться и позднее. Нельзя не учитывать и воздействия пропаганды в советское время "интернационализма", который в сознание русских (как, кстати, и евреев) вошел гораздо глубже, чем в сознание других народов нашей страны. Избежала Россия и пагубного влияния нацистской идеологии. В годы войны лишь небольшая ее часть подверглась гитлеровской оккупации, поэтому в России незначительны последствия антисемитской пропаганды, сильно отравившей сознание жителей оккупированных территорий.
Н. В. Юхнева,
доктор исторических наукСайт создан в системе uCoz