Зажгиая - зажигай!
Заметки о Пуриме-2006
Отшумел-отгремел Пурим-2006, скоро Песах, седеры-посиделки, и если на Пурим предписано, то на Песахе вряд ли обойдется без. Особенно, если седер, праздничное застолье, куча еды перед тобой, и долгое, томительное чтение пасхальной Агады (зависит, конечно, от степени ортодоксальности) - как же после этого и не побаловать себя виноградно-пшеничными дарами в награду за долготерпение?
Завершающим аккордом в затянувшемся праздновании Пурима был снос дверей на 3-м этаже недавно открывшегося ЕСОДа (звучит, кажется, еще хуже, чем ФЕОР) - Санкт-Петербургского еврейского общинного дома. Не представляю себе, какие же надо приложить усилия, чтобы снести двери в столь дорогостоящем учреждении, о котором столько было разговоров, пока оно возводилось. Здание, действительно, внушает священный трепет своей мощью, особенно на фоне убогих задворок Петроградской стороны. Причем если новые дома здесь строятся в стилистике "нового модерна" и совсем не нарушают своим видом окружающего архитектурного пейзажа, то монстр ЕСОДа выглядит вызывающе, так сказать, по-московски. Однако деньги здесь были, надо думать, вряд ли московские, поэтому и двери летят с молниеносной быстротой. И, что еще полетит, остается только предполагать. Во всяком случае, мнится мне, что это не последние двери.
Стоит ли говорить о том, что здание было сдано в эксплуатацию без телефонной сети! Сюда уже переехали Гилель, Хэсэд, Еврейский университет, детский сад, а телефона нет! Зато есть выделенная линия интернета. Воистину - пуримские чудеса. Видимо, предполагается, что все евреи пользуются исключительно мобильной связью.
Тем не менее, несмотря на отсутствие телефона, Пурим в ЕСОДе состоялся. 12 марта молодежный клуб Гилель провел вечеринку с двумя танцполами, модной музыкой и ди-джеями с навороченными никами, которые все равно никому ничего не скажут. Однако не всегда прогрессив-хаус и т. п. является формулой успеха. Большинство пришедших на Пурим-пати все же было склонно к формату MTV-МузТВ и вряд ли часто отрывается на разнокалиберных рэйв-тусовках. Вообще, чтобы народ зажигал, его надо зажигать, особенно, если люди впервые собрались в незнакомом месте, да еще таком огромно-подавляющем, совсем не располагающем к современному отдыху. Так что мероприятие прошло довольно вяло, ведущие терялись в есодовской громаде, микрофоны и динамики не совпадали с акустикой помещения, скрежет одного танцпола беспощадно вторгался в громыхание другого. Народ циркулировал в броуновском движении и совершенно не представлял, чем себя занять. Больше всего внимания привлек фокусник с традиционными картами и платочками - до сих пор не могу понять, сколько в очередной раз ни вглядывался, как это у него получается. Затем выступила еще одна фокусница - бывшая петербурженка Эстер Сегаль, родившая зараз пятерых детей, а потом еще шестого. Она вещала об исключительности еврейского народа и о радостях материнства. На празднике засветился председатель Петербургской еврейской религиозной общины и директор 224-й еврейской школы М. Д Грубарг. Посетовав на то, что все из рук вон плохо организовано, он быстренько ретировался.
На следующий день Пурим был в синагоге. Промоутер Петр Новик пригласил на празднование известную питерскую группу "Два самолета", лидер которой Антон Белянкин является совладельцем радикального бара "Дача". Сначала спивал видатний израильский раввин-спивак Йоси Бергер еще с одним спиваком, потом зажигали "Два самолета" в своих веселеньких шапочках, успешно заменивших им кипы, а напоследок все вместе исполнили "Хаву нагилу" в двухсамолетной аранжировке. Позитивная музыка, звучащая из самого сердца синагоги, маленькие дети, то и дело лазившие на сцену, разноцветные участники группы и черно-белые раввины - все это соединилось в радостном взаимодействии и восторге. М. Д. Грубарг был очень доволен и, удовлетворенный, дефилировал по синагогальному пространству, мол, знай наших. А в фойе синагоги продавали недорогое кошерное поесть-выпить и раздавали всем жаждущим "новогодние" подарки в красивых коробочках.
14 марта я побывал на Пуриме в школе на Добролюбова. Никто не учился, некоторые дети даже пришли в карнавальных костюмах, как и полагается в этот праздник, но особенного веселья, как в былые годы, почему-то не ощущалось. Представление (пуримшпиль), посвященное истории Пурима, прошло невнятно, сценарий не отличался новизной и был совершенно несовременным. Единственная по-настоящему удачная сцена была с разбойниками, с упоением готовившими преступление против евреев. Понятное дело, вспоминался блистательный школьный пуримшпиль 2004 года, поставленный аспирантом Театральной академии Евгением Слесарем. С этим спектаклем ребята заняли призовое место на Конкурсе пуримшпилей Северо-Запада и ездили на фестиваль в Витебск.
Вечером 14 марта в помещении синагогальной библиотеки развлекали публику представители питерского филиала "Комеди-клаба", а 15-го там же состоялась встреча с Марком Рудинштейном, вдохновителем и организатором Сочинского "Кинотавра". Сейчас Марк Григорьевич активно занят подготовкой нового Международного кинофестиваля, который откроется летом в Петербурге на Дворцовой площади, где будут выстроены специальные просмотровые ангары. Рудинштейн отвечал на самые разнообразные вопросы собравшихся 20 человек. Выяснилось, что фильм Павла Лунгина "Бедные родственники" - это почти кинематографический шедевр, а "Итальянец" и "Сволочи" - так себе. Вообще, слушать Марка Рудинштейна - одно удовольствие, это очень обаятельный и остроумный человек. Я предположил, что, наверное, он впервые выступает в подобном заведении. Однако нет: в Москве в синагоге на творческую встречу с ним собралось 500 человек. Думается, что в Питере, при надлежащей рекламе, могло бы собраться и больше - любителей и праздношатающихся у нас выше крыши. Достаточно вспомнить ломящиеся залы кинотеатра "Родина" на всех показах израильского кино.
Х.Ермолкин-КипарьПока верстался номер. 25 марта в ЕСОДе с 3-го этажа слетело несколько плит внутренней облицовки. По счастливой случайности, внизу никто в тот момент не проходил.
Сайт создан в системе uCoz