"Народ мой" №6 (370) 30.03.2006 - "Некуда" №3 (80), март 2006

Урожай на еврейском поле:

Быть евреем сегодня

    Если хотя бы на миг задуматься о том, о чем не приходится думать каждый день ввиду различных причин, то очень может выясниться, что часть жизни проходит просто так. Изо дня в день человек обращает внимание на те приземленные вещи, в которых нет особой ценности. Он уделяет много времени лишь своим потребностям из разряда: купить одежду, поспать, убрать квартиру, приготовить обед и т. п.

    Конечно, всё это необходимо, однако за этим теряется уникальный для каждого смысл жизни. Быть может, для кого-то как раз в этом и состоит весь смысл, но мне этого не понять. Я считаю, что у каждого человека своя определенная функция на земле, своя миссия. Поэтому одной из самых важных задач человека является развитие своего внутреннего мира. Ведь именно здесь скрываются все загадки личности.

    Каждодневная рутина убивает в нас желание к чему-то стремиться, что-то открывать в самих себе. Ежедневные тяготы жизни загромождают ту тропу, по которой человек должен идти тогда, когда его ничего не тревожит. Но проблема в том, что времени, когда ты можешь поразмыслить и открыть что-то новое внутри себя, с каждым днем становится всё меньше. Человек думает, что всё ещё успеет, мол, какие его годы, а в итоге получается, что время прошло и в двадцать пять лет ты обязательно забудешь, о чем думал в шестнадцать. Выход остается один - отделять суетливые будни от "душевных", "внутренних" дней, а самый лучший способ - записывать свои мысли по поводу, проще говоря, вести дневник, потому что с каждым годом восприятие мира и себя у человека меняется, часто на совершенно противоположное. Появляется замечательная возможность анализировать прошедшее и применять полученные выводы к будущим жизненным ситуациям. Конечно, хорошо было бы учиться на чужих ошибках, но, увы, не всегда это получается, а лично для меня гораздо эффективнее преодолевать именно свои промахи.

    Поэтому очень важно почаще задумываться над теми ценностями, которые человек которые хочет в себе раскрыть. К таким ценностям я отношу свой народ. Казалось бы, как легко взять и определить свою национальность, а по ней и народ.

    В любом словаре написано, что народ - это население государства, жители страны. Это общепризнанная трактовка, однако же я подразумеваю под этим словом нечто иное. Если рассуждать с точки зрения словаря, выходит странная вещь: если группа людей живет в государстве, то это народ, а если у этой группы нет своего государства, то эти люди не народ? Именно поэтому так значим вопрос о самоидентификации.

    Я отношу себя к еврейскому народу. И дело заключается не только в том, что у меня еврейская национальность. Ведь народ - это люди, которых объединяют общие традиции, культура, религия, история и многое другое, а уж потом, как результат их взаимоотношений и общей деятельности, государство.

    Издавна еврейский народ называют избранным. Так записано в Торе. Почему - неизвестно. На этот счет существуют самые разные соображения. Правильный ответ вряд ли возможен. Я поддерживаю точку зрения об избранности еврейского народа, а точнее сказать, о его уникальности. Уникальность подтверждается долговечностью, религиозной и исторической миссией, двойственной составляющей еврейства как одновременно этнической и религиозной общности. Особенно необычна этническая составляющая еврейства. Она лишена привычных признаков народа, осмысляемых на уровне бытового сознания.

    Одним из самых важных на сегодняшний день является вопрос о религии, а вернее то, как человек к ней относится. Я, например, уверена, что человек произошел не от обезьяны, а от Б-га, однако веду нерелигиозный образ жизни, а порой мне даже чужды некоторые разделы иудаизма. Религиозное сознание основано на безусловной вере в авторитеты. Нерелигиозный же человек ставит под сомнение разнообразные иудаистские догмы. Не имеет никакого смысла доказывать одному другое и всячески стараться сделать так, чтобы твою точку зрения разделяли. Я давно для себя решила, что в этом мире не существует одной правды, у каждого правда своя.

    На данном этапе моей жизни мне далеки заповеди, обычаи и установления, которые соблюдает религиозный еврей. Каждый человек живет своей собственной жизнью, а то, какая она, каждый выбирает сам, и на этот выбор никто не имеет права влиять. И еврейская жизнь у каждого своя; нельзя сказать, что целовать мезузу, зажигать шаббатние свечи или есть кошерную пищу правильнее, нежели просто чувствовать себя евреем и не проявлять это где-либо, будь то религиозная или нерелигиозная еврейская организация. Ведь ощущать и не отрицать - это тоже тип еврейской жизни. Именно поэтому я интересуюсь еврейской традицией, историей, культурой.

    Мне нравится отмечать праздники и петь еврейские песни. Каждый праздник имеет важный внутренний смысл. В этом я убедилась, когда впервые праздновала Песах. Освобождение евреев из Египта не только избавило их от рабского труда, материального гнета, унизительного общественного положения и спасло от духовной деградации, но также Песах знаменует рождение нации, восхождение на историческую арену народа, призванного развивать свою культуру на исторической родине и за ее пределами. При этом День освобождения не только праздник еврейского народа, но и всех народов мира. Именно в этот день все будущие поколения получили свою часть свободы. Именно в этот день будут привлечены к суду истории все деспоты и диктаторы, желающие отнять у людей, созданных по образу и подобию Б-жьему, право жить свободно, по велению совести. Исход евреев из Египта навсегда останется весной человечества.

    Когда человек свободен, он чувствует себя в безопасности, но, судя по нашей сегодняшней ситуации, евреи не могут быть сейчас в полной безопасности. Особенно остро стоит этот вопрос в Израиле. Я говорю о взаимоотношениях между евреями и арабами, а вернее, об их противостоянии. Почему мы так долго между собой воюем и никак не можем найти взаимопонимания? На мой взгляд, проблема заключается в том, что одни не хотят понять других и вместо этого обвиняют друг друга во всех своих бедах, доказывая свою правду. Почему-то и одни, и другие забывают, что в течение семи столетий (!) евреи и арабы жили вместе во взаимном уважении друг к другу. А если евреи впоследствии и оказывались в тяжелых ситуациях, живя в арабских странах, то нельзя всю вину свалить на одних лишь арабов, ведь и им не всегда сладко жилось.

    Сегодня арабский мир снова возрождается. Притом арабы стремятся использовать евреев для того, чтобы выбраться из трясины, в которую их засосало, но они повинны в этом не больше, чем какие-либо другие нации, которые ради собственных целей прибегают к такому способу. Еврейские руководители в своих же собственных целях должны убедить арабских лидеров, что не вражда, а дружба с евреями, как было раньше, может помочь достичь взаимопонимания с обеих сторон. Я считаю, что то напряжение, которое сейчас значительно ощущается в Израиле, не имеет никаких глубоких расовых и религиозных корней. Оно рождено исключительно временными политическими разногласиями. История показала, что евреи и арабы могут жить вместе без вражды и с взаимной выгодой друг для друга. Мне хочется верить в то, что скоро решится этот сложный вопрос, мучающий всех евреев во всем мире.

    Вопрос еврейской диаспоры является одним из самых интересных в истории еврейского народа. Ни у одного народа в мире нет такой большой диаспоры, как у нас. Причем диаспора развивается - где-то более активно, где-то менее, но сам факт того, что она есть, была и будет, придает нам силы. Конечно, желание встретиться в следующем году в Иерусалиме никогда не покидает нас, но все-таки надо довольствоваться тем, что есть сейчас. Я была в Израиле, и мне там очень понравилось, но в данный момент я не думаю о смене места жительства, однако кто знает, где я могу оказаться через несколько лет, и если это будет Израиль, я только выражу свою благодарность Б-гу, потому что Эрец-Исраэль - Святая земля, и вряд ли кто-то будет это отрицать. Но все же - парадокс! - еврейский народ жив, пока жива еврейская диаспора, и порой получается так, что еврей, живущий не в Израиле, больше поддерживает и развивает своё еврейство, нежели житель Эрец-Исраэль.

    Для того чтобы ощущать себя евреем и быть им, у каждого свои пути - у кого-то они более ярко выражены, у кого-то менее. У каждого свой путь в жизни, и у каждого отдельный путь в еврейской жизни. Необходимо разделять эти два понятия. Если этого не делать, то это медленный, но верный путь к ассимиляции. И не важно, какие трудности уготовила нам судьба, нужно идти вперед и знать, что если ты остановишься, то, может, именно на тебе и закончится твоя еврейская история.

    А изучать всё то, что дает тебе твоё еврейство - лучшая, на мой взгляд, еврейская самореализация. Сколько тысяч человек внесло свой вклад в еврейскую историю, традицию и культуру! Именно поэтому сегодня у нас такое обширное еврейское поле, на котором каждый может собрать себе столько урожая, сколько может унести. И, чтобы не потерять эти ценности и возможности, надо разжигать искру, которая есть в каждом еврее.

Мария Мягкова
10 класс, 224 еврейская школа
Сайт создан в системе uCoz