"Народ мой" №6 (370) 30.03.2006 - "Некуда" №3 (80), март 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в № 1, 2 за 2006 год.

    "ХАНААНСКИЕ ХРОНИКИ"

    Соглядатаи ходили по земле обетованной сорок дней, а когда вернулись, то подтвердили, что это действительно страна, "подлинно текущая молоком и медом". Для доказательства своих слов они показали плоды, а также виноградную гроздь, которую несли на шесте. Разведчики не скрыли, что народ, живущий в этой земле, силен, а города отлично укреплены, слабо вооруженным израильтянам их не одолеть. Евреи испугались и отказались воевать с ханаанеянами. Лишь Халев из колена Иегуды и Иешуа из колена Эфраима успокаивали народ, уверяя, что они смогут победить великанов, аргументируя свой призыв словами: "Б-г с нами". Но остальные были против, и народ не послушал Иегуду и Халева. На этот раз Моисей подчинился воле народа и сказал об этом Б-гу.

    Б-г в очередной раз возмутился трусостью евреев, их неверием в свои силы и, главное, в силы своего Всемогущего Покровителя (опять обидели!) и в наказание за такое неверие отказал этим "трусливым рабам" в праве увидеть "землю обетованную". Он предсказал всем израильтянам сорок лет скитаться по пустыне и умереть в ней всем, кто, не поверив в Б-жью силу, испугался идти в Ханаан, "всем, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня"1. Исключение он сделал только для Халева и Иешуа Навина, которые сами были в Ханаане, видели силу ханаанеев, но, вернувшись, призывали народ поверить в силу Г-спода и идти покорять Ханаан.

    Здесь же говорится, что и Моисею с Аароном в наказание за то, что они тоже проявили неверие в силу Г-сподню, Б-г тоже предсказал смерть при подходе к Ханаану, а Моисею, кроме того, велел назначить своим преемником ("заместителем") Иисуса Навина. Здесь же, кстати, сообщается, что некоторые израильтяне, несмотря на Б-жеское предостережение, попытались достичь Ханаана, но потерпели поражение от амалекитян, затерялись и погибли в пустыне.

    Но одновременно с наказанием евреев Г-сподь все-таки понял и то, что бывшим рабам "уйти из Египта легче, чем изгнать Египет из себя"2, и стал их воспитывать. Сорок лет Моисей по указанию Б-га был обречен водить евреев по аравийской пустыне, чтобы умерли все рожденные в рабстве и в Ханаан вошли свободные люди. Однако он нашел выход из положения: не стал бессмысленно водить их по безжизненной пустыне, а поселил в большом оазисе Кадес-Варни в пустыне Фаран (том самом, где они ожидали разведчиков). Здесь они обосновались примерно на 38 лет. По всей вероятности, они вели оседлую жизнь и только частично кочевали в соседних степях близ южного Ханаана. Библия не рассказывает об этих безрадостных годах в оазисе, на границе с пустыней, ей они неинтересны, но совершенно очевидно, что для бывших египетских пастухов и рабов потянулись однообразные и голодные, полные скуки дни среди камней, песков и безводных холмов. Чем они здесь занимались? Как жили? Видимо, по предсказанию Г-спода все по очереди вымирали. Так что не думаю, что в эти годы израильтяне, проявившие здравомыслие и отказавшиеся идти штурмовать ханаанскую землю3, были счастливы.

    В память об этой жизни в пустыне у евреев появился осенний праздник Суккот, отмечающийся после сбора урожая в еврейском месяце тишрей (сентябрь-октябрь гражданского календаря) и продолжающийся 7 дней. Все эти 7 дней евреи должны жить в шалашах (на иврите "сукка"). Сейчас горожане не строят шалашей, верующие или просто соблюдающие старые традиции евреи в первый вечер праздника дожидаются на улице полуночи и только потом идут в дом, где читают молитву и приступают к трапезе. Современный смысл праздника Суккот - молитва об урожае и напоминание всем евреям, что их дом - Израиль, а вне Израиля любой еврейский дом, каким бы крепким, надежным и богатым он ни казался его хозяевам, всегда в конце концов оказывается временным и непрочным, как шалаш. Я думаю, это хорошо знают все современные евреи. Полагаю, что само появление этого праздника в память о жизни в пустыне уже говорит о том, что это были не очень счастливые годы.

    Восьмой день Суккот носит название Симхат-Тора ("Радость Торы")4. Это уже совсем другой праздник. В этот день завершается годовой цикл чтения Торы, а вечером начинается новый. На Симхат-Тора в синагогах раскрывается Аарон-акодеш (специальный шкаф, в котором хранятся свитки Торы), из него выносятся все свитки Торы и проносятся по синагоге так, чтобы каждый еврей мог к ним прикоснуться. Праздник сопровождается весельем, песнями и танцами.

    Однажды в лагере вспыхнуло восстание против Моисея. Его возглавил знатный и уважаемый левит по имени Корей, к которому примкнуло еще 250 "начальников общины", и, по-видимому, у них было много сочувствующих. Восстание - это, в современном понимании, громко сказано. Просто люди, уставшие от долгого и достаточно жесткого правления одного человека, обвинили Моисея в узурпации власти и присвоении себе единоличного права быть вождем всего израильского народа. "Все святы, и среди них Г-сподь. Отчего же возноситесь вы над собранием Г-сподним?" Такую претензию предъявили они Моисею. Однако в Библии постоянно говорится, что не Моисей присвоил себе это право, а Г-сподь поручил ему эту миссию. И поэтому, когда Моисей призвал Г-спода в свидетели своей невиновности и правоты, Тот не заставил себя ждать. "И разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых, и все их имущество".

    Сорок лет один и тот же человек правит народом. Пусть это даже замечательный и мудрый правитель, хотя известно, что он был очень жестким и фанатичным диктатором. Но сорок лет! Недовольство неизбежно. Да и зависть тоже есть5. Решить этот конфликт может только Б-г (или земной Б-г). И решать надо одномоментно, что Он и сделал. Правда, погибло при этом опять достаточно много людей: по Библии, кроме 250 единомышленников Корея, еще 14000 человек сочувствующих. В пересчете на 6000 реальных моисеевских мужчин по методике, аналогичной ранее использованной, 14250х6000/600000=142 человека. Это, конечно, очень большое число, почти 2,4%. Это число характеризует масштаб кореевского бунта, и масштаб, надо сказать, не малый. Даже для новейшей истории. Для сравнения отметим, что в Октябрьском перевороте, свергнувшем в России Временное правительство, участвовало всего несколько тысяч человек. 1% от всего населения России, а какой эффект! Правда, согласно Ветхому завету, в этом случае Моисей был невиноват, это сам Г-сподь наказал непокорных. Но ему не привыкать.

    Кстати, погибли только те, кто примкнул к Корею, а остальные, например, его сыновья, которые не поддержали отца, наказаны не были. Более того, один из самых уважаемых еврейских пророков Самуил, живший спустя 200 лет после этих событий, был прямым потомком Корея. Классическая иллюстрация библейского принципа: сын не отвечает за грехи отца. По этому поводу еврейский теолог Й. Телушкин пишет: "Представьте себе, если бы американцы однажды избрали потомка убийцы Авраама Линкольна своим очередным президентом".

    На следующий день после разгрома сторонников Корея израильтяне вновь возроптали на Моисея и Аарона по поводу первосвященства последенго. И Вс-вышний продемонстрировал всем евреям, что первосвященником израильтян он назначил главу рода левитов Аарона. Для этого Моисей по его приказу собрал у всех глав колен Израилевых их жезлы, надписал их и сложил в ряд в Скинии откровения, напротив Ковчега. На следующий день он снова зашел в Скинию откровения и вынес оттуда 12 жезлов. И все увидели, что 11 жезлов остались без изменения, а один жезл, жезл Аарона, "расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндаль". После этого знака все израильтяне поняли, что именно Аарон является законным главой рода левитов, а также признали законное право сыновей Аарона проводить и возглавлять Б-гослужение, а также право левитов - осуществлять вспомогательную службу при Скинии. Эта легенда и обосновывает право так называемых потомков Аарона на первосвященство.

    Наконец, по истечении 40 лет жизни в пустыне, Моисей, опять же по указанию Господа, собрал свой народ. Пришло время готовиться к походу в Ханаан. Перед самым выходом в поход в окрестностях Кадеса умерла и была погребена старшая сестра Моисея Мариам. Она была на 9 лет старше Моисея, значит, ей было уже 128-129 лет, вероятно, она была самой старшей. Сначала Моисей хотел идти напрямую к южной границе Ханаана. Но дорога лежала через землю идумеев (потомков Исава), и Моисей послал к ним послов с просьбой пропустить израильтян. Но идумейский царь не позволил израильтянам идти по своей земле. Впоследствии это явилось причиной частых конфликтов между израильтянами и идумеями. А тогда Моисей вынужден был подчиниться и повел своих людей по другой дороге, на северо-восток к Иордану.

    Дорога в Ханаан была полна трудностей и лишений. У горы Ор (где находится эта гора, сегодня неизвестно) умер Аарон. Народ его оплакал и с почестями похоронил, а первосвященником стал его сын Элеазар. В пути народ снова неоднократно высказывал недовольство: "Зачем вывели нас из Египта, чтоб умереть нам здесь в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды и душе нашей опротивела эта негодная пища". Забыли Б-жий урок с перепелами, "ой, Зин, на грубость нарываешься". Однако повезло, и Моисей с Б-жьей помощью уверенно вел свой народ к намеченной цели. И, между прочим, больше не жаловался Г-споду на народное недовольство.

    Поскольку избранная Моисеем дорога пролегала через земли моавитян, захваченные в то время амореями, то он отправил вперед людей с просьбой пропустить израильтян. Однако аморейский царь не согласился и выслал навстречу евреям свое войско. Воодушевленный Вс-вышним, Моисей вступил в бой с амореями и победил. Далее путь пролегал через земли Ога, царя Васанского (Башанского). Моисей победил и этого царя, также не пожелавшего с миром пропустить евреев. Слава о непобедимых израильтянах побежала впереди их войска.

Продолжение следует
Соломон Майзель

1Отсюда же мы узнаем, что максимальная продолжительность жизни израильтян в те годы не превышала 60 лет (20+40=60). Как это не стыкуется с возрастом Моисея, умершего в 120 лет, и Аарона, умершего в 123 года!

2Другими словами, свобода - это внутреннее состояние человека, и в него нельзя впихнуть свободы больше, чем он сам в состоянии воспринять. Равно как лишить человека его внутренней свободы никакими репрессиями тоже невозможно. Но вот воспитывать стоит. Однако вся Тора - это демонстрация того, что еврейский Б-г не воспитатель. Он постоянно требует только покорности и только восхищения собою. А непокорных наказывает, практически не оставляя даже шанса на исправление.

3Согласно Библии, здравый смысл состоит не в самостоятельном мышлении и логике, а в слепом послушании Г-споду.

4В 445 г. до н. э. в Иерусалиме перед храмом в течение всех семи дней праздника Суккот Эзра читал евреям Тору Моисееву и закончил чтение как раз на восьмой день. В честь этого события евреи и празднуют на восьмой день праздника Суккот праздник Симхат-Тора.

5В наши дни только один диктатор сумел продержаться у власти так долго. Это Фидель Кастро. Ни Сталин, ни Мао, ни Тито, ни даже корейский вождь Ким Ир Сен не дожили до своих сорокалетних юбилеев единоличной власти.

Сайт создан в системе uCoz