"Народ мой" №8 (372) 30.04.2006

"Евангелие от Иуды".
Почему евреи так взволновались?

     Почему Израиль так взбудоражило открытие старинного манускрипта "Евангелия от Иуды"? Ну, хорошо, это древний документ, но что евреям-то до христианского мировоззрения и христианских легенд?

     Да, Иуда считался старшим в группе апостолов, казначеем всей общины. Об этом в классическом Четвероевангелии тоже мельком упомянуто. Иуда предал Христа по его же повелению - но разве это новая версия старого мифа? Помню, в молодые годы я читал роман (уже забыл имя автора), весь построенный именно на этой интриге. И у Леонида Андреева тоже имелась похожая версия.

     Поворот сюжета с предательством, задуманным Иешуа для исполнения своей миссии,логично объяснил бы прорехи всем известной классической версии. В самом деле,задумайтесь: если Иуда предал учителя ради денег (версия евангелиста Матфея: "Что вы дадите мне, и я вам предам его", гл. 26, ст. 14-16), ради тридцати серебренников, зачем тогда он повесился почти сразу после ареста своего рабби? "И бросив серебренники в храме, пошел и удавился". Что за странный такой сребролюбец, которому деньги понадобились именно "на тот свет"?

     Весьма странно описан в Евангелиях самый процесс его предательства. Сначала Иешуа вслух предупредил учеников: "Один из вас предаст меня". И предатель Иуда тут же, на глазах у всех остальных, в минуту наивысшей для него напряженности и опасности, уходит - сразу предавать. Будто сигнал получил! Потом Иуда приводит отряд римлян и стражей-храмовников к гроту и... целует предаваемого, указывая поцелуем, кого надо брать. На глазах у апостолов! Словно издали он не мог показать офицерам на нужную персону...

     Более того. Почему Иешуа позволил ему себя поцеловать? Ведь он-то знает, что "один из вас предаст меня", и знает, кто именно.

     Главное противоречие в основах вероучения христиан состояло, однако, в следующем алогизме: если распятие Иешуа "спланировано" Богом, если оно должно обязательно свершиться, чтобы страданием Сына Человеческого искупить грех Адама, даже вопреки мольбе самого распятого ("Пронеси мимо чашу сию!"), то какой же тогда грех на Иуде? Он исполнил то, что было велено свыше! Следовательно, он - праведник.

     Обычное толкование гласило: "Зло должно придти в мир, но горе тому, через кого оно входит". И Иуду восславили как величайшего злодея в истории, предателя Бога живого. А для логичного объяснения всех явных противоречий в сюжет введен... ну, конечно, Сатана!

     Евагелие от Луки: "Вошел же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати" (гл. 22, ст. 3-6). Тогда все понятно - от Сатаны чего же ожидать? Ну, хорошо, а сюжет с самоубийством предателя? Бросил его, что ли, Сатана? Разочаровался?

     Логические нестыковки и противоречия в тексте будоражили сознание верующих в учение Иешуа, в слова толкователей Евангелий. Достаточно напомнить роман Михаила Булгакова (там убийство Иуды организовано римской спецслужбой по приказу Понтия Пилата. А по сериалу Бортко - вообще все сделал сам Воланд, воплотившийся в Афрания).

     Теперь известно, что желание логически выпрямить противоречия диковинного сюжета господствовало в умах христианской общины уже где-то в III-IV веках н. э., если не раньше (ведь текст III-IV века тоже, наверное, списан с более ранней версии).

     Почему же эта история так заинтересовала израильтян? Почему ее обсуждают во всех без исключения израильских газетах, даже в русскоязычных?

     Думается, это связано в еврейском восприятии с проблемой вечного антисемитизма. Многовековые преследования евреев мотивировались погромщиками не столько инаковерием иудеев, сколько обвинением их в "убийстве Бога живого", в том, что Иуда, имя которого носил самый народ, считался воплощением предательства. А так как предательство действительно есть гнуснейшее из преступлений, а уж предательство своего рабби есть гнуснейшее преступление именно в еврейской среде, то понятно то чувство облегчения, с каким евреи встретили нынче "оправдательную речь Иуды": он, мол, совершил свой поступок по прямому повелению Учителя, чтобы "свершилось сказанное в Торе".

     По этому поводу Р. Нудельман в "Окнах" иронически напомнил русскоязычным читателям, что евреям инкриминировали не только Иуду-предателя, но и ночной Синедрион, и выбор Бар-Абы (Варравы в русской транскрипции) вместо Иешуа, и, следовательно, желающим оправдаться в чужих грехах предстоит еще подождать "Евангелия от Каиафы".

     Но и такое евангелие уже написано. В книге крупнейшего израильского юриста Хаима Коэна (русское название - "Иисус: суд и распятие") приводится версия, выправляющая юридические несуразицы христианской легенды, из-за которых так называемые "библейские критики" вообще объявили всю историю Иешуа выдумкой, мифом ("библейская критика" читателям из Союза хорошо известна). Оказывается, если уж посчитать, что Каиафа на самом деле пытался спасти еврея, которому грозила казнь от римского судьи, если первосвященник хотел уговорить пророка отречься от его миссии и покаянием спасти себя от распятия, то все конфликты Евангелий с еврейским законом испаряются: вступает в действие правило "пикуах нефеш", по которому во имя спасения жизни еврея разрешено нарушать почти что любые заповеди и законы. Так что "Евангелие от Каиафы" тоже имеется, и оно очень убедительно написано.

     Увы, никакими документами нигде и никогда миф не опровергается. И никакими аргументами тоже. Евреям, видимо, просто приятно в очередной раз почувствовать себя невинными и оклеветанными, и они не пропускают такую возможность.

Михаил Хейфец
16 апреля 2006 г.
http://cursorinfo.co.il/analize/2006/04/16/jesus/
Сайт создан в системе uCoz