"Народ мой" №9 (373) 15.05.2006
Разыскивается субстанция под именем душа
(месторасположение неизвестно)
С 25 по 30 апреля в Брянске прошел ХХI фестиваль современного искусства им. Рославца и Габо. Художественный руководитель фестиваля - композитор, скрипач, заслуженный работник культуры России Марк Белодубровский, директор - Любовь Пчелкина. На сей раз фестиваль расширил свои границы и отчасти переместился в Москву (к радости москвичей и некоторой зависти брянцев). В программе брянской части фестиваля были художественные выставки и музыкальные вечера, а завершил ежегодную апрельскую афишу в последний день месяца спектакль "Косметика врага", о котором и пойдет речь…
Анатомия и препарирование
Поговорим о темных сторонах души (хотя о светлых было бы как-то естественней). Так можно было бы обозначить тему необычного спектакля на двоих - "Косметика врага" по роману бельгийской писательницы Амели Нотомб в постановке Романа Козака, художественного руководителя театра им. Пушкина. Он же сыграл и одного из двух персонажей. Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон", исполнил вторую роль.
Разыскивается субстанция В двух словах сюжет спектакля таков. Задержка рейса в аэропорту. Навязчивый тип в исполнении Райкина пристает к ожидающему своего рейса пассажиру (Роман Козак), охотно выбалтывая ему самые непрезентабельные стороны своей биографии. Его визави старается уклониться от общения, но постепенно оказывается втянут в невероятную воронку леденящих душу откровений. В самом узком месте этой "воронки", практически в самом финале, открывается интрига и тайна сюжета: загадочный рассказчик под именем Текстор Тексиль, чья биография странным и страшным образом связана с судьбой Жерома Ангюста - жертвы отложенного рейса - и есть сама жертва, его тайный внутренний враг, который скрыт от него самого до времени. В какой-то мере мы становимся свидетелями анатомии души, если ее можно было бы препарировать на части. Нас "заставили" нащупать эту субстанцию, чье месторасположение до сих пор неизвестно. Довольно мрачное, сколь и захватывающее разоблачение.
"Он - тьма, и нет в нем сияния"
А теперь попробуем по-иному взглянуть на метаморфозу, совершившуюся на наших глазах. Раввин Адин Штейнзальц в одной из бесед рассказывает такую историю. Пророк Амос говорит о неком человеке, погрязшем в грехах. Тот призывает Вс-вышнего, совершенно не понимая, что его ждет, если этот призыв будет услышан. Знал бы - не просил. Амос не обещает этому человеку ничего хорошего: Г-сподь станет для него не светом - он станет для него тьмой и ужасом. "Разве день Г-сподень не мрак, а свет? Он - тьма, и нет в нем сияния".
Косметика врага Антигерой в блестящем исполнении Константина Райкина, саркастичный до жестокости, пластичный до изворотливости Дьявол в человеческом обличии давно разуверился в Б-ге, хотя и метко подмечает, что "вера укрепляет дух, независимо от того, есть Б-г или нет". Его Б-г теперь - это демон вины, внутренний враг, его Космос. Тот же, в кого помещен внутренний враг, тоже не слишком верующий человек. На протяжении всего действия это очень органично сыгранный Козаком милый обыватель, с возмущением реагирующий на выпады своего спутника. Он как будто знает, где белое, а где черное… До той поры, пока мы не узнаем (или не почувствуем), что спор-то он ведет со своей душой, (той, которой и места-то определенного не отведено). Так зачем он обращается туда, откуда не получит отпущения грехов - слишком они велики?! Зачем, к кому призыв его - насильника во сне и убийцы наяву? Затем, подсказывает ему жестокий демон, что по извечному принципу любому человеку присуща склонность к саморазрушению. Вот только где предел, за которым человеку уже невыносимо жить со своей маской добропорядочного обывателя? Финал спектакля трагический - убийство "себя в себе" заканчивает земной спор одинокого пассажира.
***
В одном из интервью Константин Райкин сказал: "Несмотря на то, что это шокирующее произведение, где рассматриваются самые темные, черные стороны человеческой натуры, я редко читал еще где-либо столько о самом себе. И это притом, что каждый из нас, безусловно, старается быть хорошим".
Собственно после этих слов добавить практически нечего. Разве что дополнить рассказ псевдо-визуальным (псевдо - поскольку все равно на словах) рядом. Декорации унифицированы: чемодан - вечный спутник дорожной эпопеи при необходимости свободно превращается в надгробный камень, а экраны, на которых высвечивается расписание рейсов, вдруг показывают крупные планы актеров, словно забывая о своем прямом предназначении. Вот только метеорит, зависший на фоне "райского" неба, неожиданно может рухнуть. На каждого…
Зоя Додина,
г. БрянскСайт создан в системе uCoz