"Народ мой" №15 (379) 15.08.2006

Интервью с р. Александром Лакшиным, президентом лиги "Маген"

     Раввин, проф. Александр Лакшин - человек, широко известный в еврейском мире. Родился в Ленинграде, закончил ЛГУ, ученый-химик, кандидат хим. наук. В 1970-х - 90-х был активистом еврейского движения в СССР. В 1992 году эмигрировал в США. Профессор кафедр иудаики и химии Туро-Колледжа, консультант Совета еврейской общины Нью-Йорка. В 2000 году Александр Лакшин переехал в Москву, а годом позже возглавил лигу "Маген", созданную по решению Федерации еврейский общин России.

    - Что я называю обманом? - Это когда религиозная организация, разделяющая и проповедующая веру в Иисуса, называет себя "синагогой", украшает свои интерьеры магендавидами и семисвечниками, использует в молитвенных служениях талесы и свитки Торы.

Недавно в Петербург с рабочим визитом приезжал р. Александр Лакшин, президент антимиссионерской лиги "Маген". Беседовала с р. Александром Лакшиным Анна Бродоцкая, редактор Информационного отдела синагоги.

     - Реб Александр, расскажите, а как возникла лига "Маген"? Что послужило толчком к ее созданию?

     - Все началось в 1999 году. Возвращаясь домой после семинара, я заехал в Москву и, повстречавшись с р. Берлом Лазаром, поинтересовался, не могу ли я быть чем-нибудь полезен евреям России. Тот ответил, что есть серьезная проблема: деятельность миссионеров, направленная на российских евреев. С миссионерским движением я был знаком еще по работе в Нью-Йорке, написал на эту тему ряд статей. И вот по приглашению раввина Берла Лазара я приехал на два месяца в Москву, чтобы разобраться в ситуации. Поначалу нам представлялось, что следует продолжать писать просветительские статьи: евреи будут их читать, и деятельность миссионеров развалится сама собой. Но вскоре для меня стало очевидно, что одними статьями проблему не решить: нужно развивать планомерную деятельность в странах СНГ. Ведь в конце 90-х годов еврейские общины стран бывшего СССР отстали в противодействии миссионерам лет на десять. Миссионеры хлынули к нам в момент распада СССР, и на протяжении целого десятилетия работали абсолютно беспрепятственно. Ведь у еврейских общин на тот момент были другие, жизненно важные, задачи: необходимо было наладить образовательные сети, системы социальной помощи. А вот эта область была упущена. Когда я доложил о результатах своих изысканий р. Берлу Лазару то, к своему удивлению, получил предложение приехать и лично заняться этой проблемой. Летом 2000 года я с семьей приехал в Москву и начал работу по созданию лиги "Маген".

     - Название Вы придумали?

     - Да. В переводе с иврита оно означает "щит".

     - Задам, наверное, немного провокационный вопрос. А почему, собственно, деятельность миссионеров - такое уж зло? Ведь каждый человек свободен в выборе веры, и если кому-то нравится то, что проповедуют миссионеры, флаг ему в руки!

     - Знаете, помимо антимиссионерской деятельности я занимаюсь и межрелигиозными связями. У меня сложились самые добрые личные отношения с представителями традиционных религий. Хороший пример - мое участие в межрелигиозном саммите в составе российской делегации. Все эти контакты в высшей степени позитивны. С миссионерами же проблема вовсе не в том, что они верят иначе. Беда в том, что свою веру они представляют как иудаизм. Мы не против других религий, мы против обмана. Ведь если бы миссионеры пропагандировали свою веру как христианство протестантского толка - как оно на самом деле и есть - то и методы у них были бы совершенно другие.

     - А откуда у миссионерских организаций "ноги растут"? Кто их финансирует, кому выгодна их деятельность?

     - Со второй половины двадцатого века основные усилия по обращению евреев в христианство исходят от евангелистов - различных церквей протестантского направления. Католики и православные целенаправленным обращением евреев в настоящее время не занимаются. А вот Южная баптистская церковь США (а у них 62 млн. прихожан!) на своем съезде в 1998 году приняла резолюцию о необходимости ускорить евангелизацию евреев. Эту установку разделили и некоторые другие протестантские направления. Были собраны огромные средства для финансирования деятельности миссионеров. Сегодня обращением евреев занимается около тысячи организаций!

     - В чем причина такого интереса к евреям?

     - В буквальной трактовке некоторых положений Евангелия. По мнению многих представителей миссионерского движения, так называемое второе пришествие не станет возможным, покуда евреи не уверуют в Иисуса…

     - Спорить с ними на эту тему, как я понимаю, бесполезно?

     - Разумеется. Мы не ведем никаких теологических дискуссий, мы выступаем против попыток навязать евреям другую религию путем обмана. Что я называю обманом? Это когда религиозная организация, разделяющая и проповедующая веру в Иисуса, называет себя "синагогой", украшает свои интерьеры магендавидами и семисвечниками, использует в молитвенных служениях талесы и свитки Торы.

     - А свитки-то где они берут?

     - Добывают обманным путем, представляясь продавцам свитков религиозными евреями. Свиток Торы есть, к примеру, в Мессианском центре в Санкт-Петербурге. Правда, не знаю, насколько он кашерен. Они его хранят, но не пользутся им, поскольку не умеют читать на иврите.

     - Еврейская атрибутика используется миссионерами только для того, чтобы привлечь евреев, или это элемент их собственного ритуала?

     - Не берусь оценивать искренность прихожан миссионерских церквей. Мы ведь имеем дело не с их убеждениями, а с результатами их деятельности. Но о доле лицемерия у руководства можно судить по тому, что, скажем, в листовках организации "Евреи за Иисуса", раздаваемых на улице, слов "церковь", "крещение" нет, однако в их внутренних документах они присутствуют открытым текстом, как обозначение конечной цели работы с новыми верующими.

     - Мне приходилось видеть статистику, согласно которой в Израиле в 2005 году миссионеры обратили в свою веру 174 человека. А есть ли такая статистика по СНГ?

     - Нет! В странах СНГ вообще нет статистики религиозного учета, даже приблизительной. Для еврейских организаций, кстати, это большая проблема. Никто не знает даже примерно, сколько верующих евреев проживает на территории СНГ! Зато нам известно, что в разгар деятельности миссионерских организаций в Киеве на их "Шабатах" собиралось до 1400 человек.

     - А в чем секрет такой небывалой привлекательности?

     - Все очень просто. Их учат нравиться. Мы располагаем инструкцией по работе с евреями. Такие инструкции раздаются в миссионерских организациях, входят в программу специального курса, преподаваемого в Мессианском Библейском институте (его филиалы находятся в Петербурге, Москве, Киеве), в школах по подготовке мессианских "раввинов". Так вот, первая строка этой инструкции гласит: "Постарайтесь стать настоящим другом еврея. Проявляйте внимание к его нуждам". То есть, расчет идет на долгосрочные отношения, на установление личных связей. Один мой коллега, раввин, как-то раз пошутил: "Как отличить мессианскую синагогу от обычной? Если вы пришли в синагогу и к вам проявляют повышенное внимание, сажают на лучшее место, будьте осторожны! Это миссионеры. Если же на вас не обращают никакого внимания - можете быть абсолютно спокойны! Это евреи!" Шутка, конечно, но и неплохое руководство для деятелей общины! Нам бы следовало взять у миссионеров пример в двух вещах: это их отношение к новым прихожанам и… их бюджет.

     - Какие же методы вы используете в борьбе со столь изощренным противником?

     - В своей работе мы руководствуемся словами Шестого Любавичского ребе: "Тьму не разгонишь палкой, но достаточно одной маленькой свечи, чтобы она отступила". Лжи можно противопоставить только одно: правду. На наших семинарах мы рассказываем о том, почему евреи тысячелетиями успешно противостояли любым попыткам обратить их в чужую веру. Учим, как строить позитивные отношения с представителями других религий, не идя при этом на религиозный компромисс. Анализируем "свидетельства" миссионеров и их "доказательства". После двух-трехдневного семинара наши слушатели обладают достаточной информацией, чтобы сделать правильный выбор и уметь его обосновать.

     - Но слушателей на семинарах ограниченное количество; а как вы доносите ваши идеи до широких масс?

     - Большинство наших слушателей - это лидеры еврейских организаций, сотрудники школ, то есть люди, которые по роду своей деятельности имеют влияние на большое количество евреев. Еще мы издали на Украине антимиссионерскую брошюру - она разошлась мгновенно, теперь готовим выпуск в России, об этом же просят нас русскоязычные общины в США, Германии, Австралии. В планах у нас создание сайта.

     - И все же Ваша организация называется не "Нер" (свеча), а "Маген"! Бывают ли случаи, когда вы проявляете себя именно как "щит"?

     - Да, конечно! То, о чем я только что говорил, это наша рутинная деятельность. Но если активность миссионеров в каком-то городе резко повышается, наши активисты немедленно туда выезжают, и мы осуществляем контркампанию в сотрудничестве с местной еврейской общиной. Правда, в последние три года миссионеры держат время и место проведения своих акций в секрете.

     - И как проходят ваши контркампании?

     - Мы раздаем листовки, проводим просветительские кампании в прессе: еврейской, и нееврейской.

     - И как, охотно идут вам навстречу местные СМИ?

     - Очень охотно! Мы проводили свои кампании и в городских газетах, и через телевидение, радио, интернет.

     - И миссионеры сворачивают свою деятельность?

     - В некоторых городах миссионерские кампании прекращаются досрочно, в других - заканчиваются в срок, но не имеют запланированного эффекта. Приведу пример: работа миссионерской организации "Jewish voice" построена на проведении фестивалей еврейской музыки и танцев. На сорок процентов это музыка, а на шестьдесят - молитва и проповедь. На своем сайте эта организация признает, что главная ее цель - создание мессианских общин в каждом городе, где проходит фестиваль. За время работы лиги "Маген" на территории СНГ было проведено четыре таких фестиваля: два в России, два на Украине. Так вот: ни в одном из этих городов мессианская община не появилась. Между тем, в 90-е годы было создано несколько таких общин, в том числе в Петербурге. Она действует и сейчас.

     - Противозаконна ли деятельность миссионеров с точки зрения российского законодательства?

     - Во многом - да. В частности, миссионерские организации часто нарушают закон о регистрации религиозных объединений, о пикетировании, о раздаче и распространении печатной продукции, и ряд других положений законодательства РФ. В ряде случаев в адрес этих организаций властями выносились предупреждения, составлялись протоколы. Многие из этих организаций не любят писать свои полные наименования. Полное наименование организации "Евреи за Иисуса" звучит так: "Религиозная организация, христианское евангельское общество 'Евреи за Иисуса'". Согласитесь, что подписанные подобным образом листовки окажут куда меньший эффект. Но таково требование российского закона. После наших заявлений их заставили подписывать свои листовки полным названием. Они подчинились, хотя никогда и нигде еще я не видел более мелкого шрифта! Другой пример: на Украине имеется реестр госкомитета по делам религий. Еще четыре года назад такие организации, как "Евреи за Иисуса", "Община мессианского иудаизма" находились в разделе "Иудаизм". Благодаря усилиям нашего директора на Украине, власти внесли в реестр изменения и поместили эти организации в раздел "Протестантское христианство", где им и место. И теперь любой чиновник четко видит, что если есть спор между еврейской общиной и "Евреями за Иисуса", то это - не внутренние еврейские разборки, а настоящий межконфессиональный конфликт. А это событие куда большего масштаба, и, соответственно, имеется гораздо больше стимулов его предотвратить.

     - Работаете ли вы с теми, кто уже попал в сети миссионеров?

     - Да. Обычно мы делаем это по просьбе членов семьи - при условии, что человек добровольно готов обсуждать сложившуюся ситуацию. Успехи есть, но каждый случай требует длительной работы. По опыту могу сказать, что легче предотвратить попадание тысячи евреев в миссионерские организации, чем одного вернуть в еврейскую общину. По рассказам тех, кто через это прошел, к людям, попавшим в миссионерскую общину, применяют методы психологического воздействия. Я не специалист-психолог, и мне сложно квалифицировать эти методы, но, по мнению экспертов, это НЛП (нейролингвистическое программирование) и элементы гипноза. Известны случаи, когда люди, попавшие в такие организации, вынуждены были впоследствии прибегнуть к помощи психиатров. Помимо этого, имеет место очень точный и циничный расчет, сбор информации о трудных моментах в жизни потенциальных новообращенных. Эта информация собирается целенаправленно: миссионеры ходят по домам и выясняют, у кого что болит.

     - Правда ли, что чаще всего жертвами миссионеров становятся пожилые одинокие женщины, или это стереотип?

     - Стереотип! К миссионерам попадают и мужчины, и молодежь, и дети.

     - А какое значение здесь имеет фактор невежества в области иудаизма?

     - Принципиальное! Конечно, миссионеры очень любят рассказывать истории, раздавать книги о том, как двенадцать раввинов, три раввина и т.д. обратились в христианство… Разумеется, все это в чистом виде мифотворчество. Тщательные поиски "обращенных" дали нулевой результат. И это естественно. Ведь миссионерство может иметь успех только у людей, мало знакомых с нашей верой. В районах Нью-Йорка, где живут ортодоксальные евреи, и каждый получил религиозное образование, миссионеров нет. А на Брайтон Бич они толкутся семь дней в неделю. Если бы у них был искренний интерес к различиям между иудаизмом и христианством, если бы они хотели знать, что еврейская традиция говорит об их призывах, было бы логично обратиться к знающим людям. Но они этого не делают, общения с раввинами избегают и целенаправленно ищут людей с низким уровнем еврейского образования, каковых среди русскоязычных евреев, увы, немало.

     - Скажите, а в Питере сейчас миссионеры есть?

     - Водятся. Правда, благодаря нам они уже поняли, что широкомасштабные кампании обречены на неудачу. Поэтому они переключились на индивидуальную работу и, пользуясь имеющейся в их распоряжении базой данных еврейских организаций, осуществляют поквартирные визиты и прочие малоконтролируемые формы работы с людьми. И с этим, конечно, мы бороться не можем. Здесь должна проявлять активность еврейская община Петербурга: вести разъяснительную работу, всячески повышать уровень еврейской образованности среди евреев города.

     - Мы будем стараться. Спасибо за беседу.


Сайт создан в системе uCoz