"Народ мой" №16 (380) 30.08.2006
Слово раввина
Месяц Элул
Первое Тишрея, день рождения человечества, Тора называет "днем трубных звуков", а Мишна - в трактате Рош ха-Шана - отмечает эту дату как день Суда над всем человечеством. Чтобы приготовиться к этому дню Суда, мы стараемся заранее подвести итог всем нашим поступкам в течение истекшего года, выяснить, что было сделано и что было упущено, как того требует заповедь: "Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!" Время для этого - месяц элул, предшествующий дню Суда.
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых "адвокатов", которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных "прокуроров", враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Кто же эти "адвокаты"? Мишна говорит в трактате Авот: "Каждый, кто совершает одно доброе дело, - приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, - приобретает себе одного обвинителя". Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что перевесит - сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено.
В рамках законов природы невозможно, чтобы за одну ночь было исправлено все, что сделано плохого за целый год. Совершение настоящей тшувы - дело непростое и включает в себя множество этапов: исправление характера, поведения, совершенствование поступков. Поэтому мы стремимся пробудить в себе стремление к тшуве уже в новомесячье Элула. за тридцать дней до Судного дня. Месяц Элул предназначается для всего этого не только потому, что он непосредственно предшествует "Грозным дням". Он отличается особыми качествами, крайне важными с точки зрения всего, что связано с возможностью получить прощение за свои дурные поступки, очиститься от грехов.
Как известно, Моше-рабейну разбил Скрижали завета, когда спустился с горы Синай и обнаружил, что евреи поклоняются сделанному ими золотому тельцу. Произошло это семнадцатого Тамуза. В первый день месяца Элул Вс-вышний приказал Моше снова подняться на гору Синай, чтобы получить вторые Скрижали завета - после того, как Он смилостивился над Израилем, уступая настойчивым мольбам Моше помиловать евреев и не наказывать их за совершенный страшный грех. Это пребывание Моше на горе Синай продолжалось, так же, как и первое, сорок дней. Поэтому истекли они как раз десятого Тишрея, в Йом-Кипур. В этот день Вс-вышний сказал Моше: "Простил Я - как ты просил", и потому эти сорок дней навсегда остались в еврейской истории как дни милосердия, прошения, как дни благосклонности Вс-вышнего, когда Он охотно принимает молитвы народа Израиля и прощает грехи.
Сефардские евреи начинают читать "слихот" в рош-ходеш Элул, а ашкеназские - на исходе последней субботы перед Рош ха-Шана (если она предшествует Рош ха-Шана не меньше, чем на три дня): в полночь, после окончания субботы, мы собираемся в синагоге, чтобы читать "слихот".
Слово слихот означает "просьбы о прощении". Главная часть этих молитв - перечисление 13 образов Б-жественного милосердия, предваряемое воззванием "Б-г, Царь, сидящий на троне милосердия..." или "Ты - долготерпеливый Б-г..." В древности "слихот" не содержали ничего кроме цитат из Танаха, предшествовавших исповеди в грехах. Самая суть "слихот" прекрасно отражается в словах пророка Ирмеягу: "Вставай, взывай по ночам - в начале каждой стражи, как воду изливай сердце свое пред Господом!"
Начиная с новомесячья элула до конца праздника Суккот принято к молитвам "Шахарит" и "Минха" (а в некоторых общинах - и к "Маариву") прибавлять 27-ю главу Тегилим, содержание которой прекрасно соответствует настроению всего месяца Тишрей и в особенности "Грозным дням". "Г-сподь - свет мой" - эти слова относятся к Рош ха-Шана, когда мы надеемся на то, что Вс-вышний обратит к нам Свое светлое лицо, "и спасение мое" - это намек на Йом-Кипур, день, на который мы возлагаем все наши надежды на помощь Б-га. Продолжение говорит само за себя: "Кого мне бояться? Г-сподь - оплот жизни моей. Кого мне страшиться?.. Ибо укроет Он меня в шалаше Своем [то есть в "сукке"] в день беды, даст мне убежище под кровом шатра Своего, на неприступную скалу вознесет Он меня..." Понятно, что это намек на праздник Суккот.
Еще один обычай, принятый в это время, - трубить в "шофар" после молитвы "Шахарит" каждый день, начиная с новомесячья Элула и до дня, предшествующего кануну Рош ха-Шана. В этот день, 29-й день месяца Элул, в "шофар" не трубят - чтобы создать границу между трублением месяца Элул и трублением в Рош ха-Шана, между обычаем и исполнением заповеди Торы. Звуки "шофара" призваны разбудить равнодушные циничные сердца, заставить народ вздрогнуть в преддверии "Грозных дней". Так сказал пророк Амос: "Шофар" ли затрубит в городе - и не ужаснется народ?!"
Желаю Вам также тщательно взвесить содеянное, получить прощение всех, перед кем мы провинились.
Надеюсь увидеть Вас в стенах нашей синагоги!
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz