"Народ мой" №16 (380) 30.08.2006- "Некуда" №8 (85), август 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в №№ 1-3, 5-7 за 2006 год

ТОРСКИЙ ПЕРИОД

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРСИИ

    ИЗ АМОРЕЕВ В АМОРЕИ

    Процесс колонизации амореями западной Месопотамии по времени совпал с колонизацией ими Ханаана. Поэтому, когда аврамиты, т. е. амореи, или (что то же самое) аккадяне, пришли в Ханаан, они тоже там встретили амореев. И это предопределило мирный характер их появления на новой земле. Но не слияние. Слияния не было в Аравии, не было в Мари, не случилось оно и в Ханаане. В дальнейшем начался мирный процесс освоения новых земель и перехода от кочевой скотоводческой жизни преимущественно к оседлой. Хотя и Аврааму, и Исааку в периоды засух (а в Ханаане это нередкое явление) приходилось кочевать даже в Египет.

    Для иллюстрации факта перехода евреев к оседлой жизни З. Косидовский находит пример из Библии: "Авраам - типичный вождь бедуинского племени, живущий в обстановке патриархальной простоты. Он собственноручно заколол теленка, чтобы угостить трех таинственных путников, а в качестве питья подал им молоко. Исаак пытается уже заняться земледелием и пьет не молоко, а вино. Иаков же со всеми своими достоинствами и недостатками - продукт оседлой, почти городской среды1. Весь этот эволюционный процесс, так явственно проступающий в библейских сказаниях, находится в полном соответствии с тем, что известно современной науке о первобытных общественных укладах".

    ВРЕМЕНА И НРАВЫ

    Большинство исследователей, рассматривая общественные нравы и обычаи различных месопотамских племен того времени и сопоставляя их с библейскими легендами, приходит к выводам, что протоеврейские обычаи и нравы, описанные в Библии применительно к эпохе патриархов, совпадают с обычаями и нравами встречающимися у других месопотамских, малоазиатских и прочих племен XIX-XVII веков до н. э. Например, описанные в Торе кровавая месть сыновей Иакова Симеона и Левия за поруганную честь их сестры Дины, семилетняя отработка Иаковом своего права на брак с Леей, а затем с Рахилью, даже попытки Лота предложить жителям Содома своих родных дочерей взамен находящихся у него гостей, наконец, возможность бездетной жены приобрести ребенка посредством принятия ею родов у своей рабыни на своих коленях, как это делали Сарра2, Рахиль и Лея - все это вполне совпадает с обычаями, принятыми в то время среди народов Месопотамии начала II тысячелетия до н. э. и описанными у разных авторов. И протоевреи здесь не исключение. Равно как и их соседи, они пользовались правом вендетты, правом мести "око за око и зуб за зуб", прочими обычаями и обрядами, которые известны из найденных документов XVII века до н. э., но которые практиковались и ранее. Все это подтверждает и достоверность библейского материала, и наше предположение, что создан он был (устно) тоже примерно в XIX-XVII веках до н. э. Другими словами, в Ханаане в XIX-XVII веках до н. э. действительно жили племена протоевреев, и их обычаи и нравы достаточно хорошо и правдиво описаны в Библии.

    МНОГОБОЖИЕ И ЭЛЬ

    Анализ религиозных понятий, упоминаемых в библейском эпосе о патриархах, отличается от религиозных понятий ханаанеян. М. Грант в "Истории Древнего Израиля" пишет: "Дошедшая до нас литература ханаанеев изобилует мифами, эпическими поэмами, преданиями, требниками и рисует захватывающую картину их религии, столь сильно повлиявшей на веру евреев и тем, что явилось ее прямым источником, и тем, что отвергалось ею".

    В отличие от находящегося еще в зачаточном состоянии монотеизма аврамитов политеистическая ханаанская религия находилась в самом расцвете. В ее основе лежали принципы обожествления самой природы. Близкое знакомство ханаанеян с многообразием природы и природных явлений побуждало их признавать и разделение божественного труда. Поэтому они предусматривали наличие собственных божеств для каждой местности, поселения, даже для каждого ремесла. Это были малые боги, с которыми постоянно имели дело и которым молились простые люди. Но были и великие, универсальные боги, и они тоже конкурировали друг с другом. Но главным богом у всех ханаанеян был Эль (по-ханаански это слово значит бог), высший авторитет во всех человеческих и божественных делах, существо, сотворившее мир. В некотором смысле аналог монотеистического Б-га. Многие историки-аналитики не без основания считают, что в основе имен многих протоеврейских племен лежит имя этого ханаанского бога: Израэль (Израиль), Иакобэль (Иаков), Исаакэль (Исаак), даже Измаэль, означающие разную степень близости с этим богом. Не исключено, что впоследствии имя Эля в еврейском культе трансформировалось в имя Элохима, одного из двух библейских имен единого Б-га.

    ПЛОДИМСЯ ВМЕСТЕ!

    У Эля был сын Ваал (Молох), молодой, могучий, беспощадный бог гор, гроз и ветров, но одновременно и бог растительности. В сельскохозяйственном Ханаане его культ был повсеместным, ведь он определял плодородие края.

    Наряду с вопросами плодородия почвы важнейшими для ханаанеян были и обряды, связанные с плодовитостью, воспроизведением потомства. И поэтому большое значение имели божества женского пола, такие как Ашера, жена Ваала и мать его семидесяти сыновей, и Анат, юная, прекрасная, желанная и очень любвеобильная богиня. И поэтому же ритуальные и массовые исполнения половых актов на всех ханаанских праздниках, означали как бы единение земных людей со сверхъестественными силами. Они должны были имитировать процесс естественного производства потомства и стимулировать мужчин и женщин к сексуальной раскрепощенности и размножению. Этот обычай сохранялся у ханаанеян довольно долго3. Однако у вновь пришедших монотеистов поддержки этот обычай не нашел, и впоследствии израильские пророки постоянно его осуждали.

    ДЕТИ - ПЕПЕЛ ЖИЗНИ

    Говоря о ханаанской религии, необходимо отметить обычай человеческих жертвоприношений путем сожжения жертв4, причем в наиболее критических ситуациях в жертву приносились родные дети, лучше всего первенцы. При этом малышей сначала убивали, а затем мертвых сжигали на раскаленных бронзовых руках статуи бога, которому они жертвовались (как правило Ваала). Осуществлялось это обычно ночью под звуки тамбуринов, флейт и лир недалеко от городской стены. Здесь же в специальных урнах или кувшинах хоронили их останки. Такое жертвоприношение по-финикийски называлось молх (по-еврейски - молех). Отсюда появилось представление о жестоком боге Молохе. На самом деле, это просто синоним Ваала.

    Во многих книгах, посвященных истории II и даже I тысячелетия до н. э., приводятся данные о находках многочисленных урн и кувшинов с останками детских скелетиков на окраинах древних ханаанских городов. Существовал этот обычай достаточно долго, причем не только у ханаанеян, но и у других народов5. Язычники Иерусалима также приносили такого рода жертвы в долине Хинном, близ города. Отсюда, кстати, возникло слово "геенна". В Библии приводится пример совершения такого поступка даже в еврейской среде6.

    ЧЕЙ БОГ?

    Возвращаясь к религиозным воззрениям протоевреев необходимо отметить, что с самого начала они принципиально отличались от ханаанейских. Если религия местного населения опиралась на одушевление природных явлений, то в основе религии протоевреев лежало понятие "Б-г Отца" (моего, твоего, нашего и т. д.). Это, кстати, также подтверждает его древность и связь с понятиями народов, ранее живших рядом с ними. Так понятия "Б-г Авраама", "Б-г Исаака", "Б-г Иакова" или "Б-г моего отца" совпадают с понятиями, встречающимися в древнеассирийских, вавилонских, вообще месопотамских документах XIX-XVII веков до н. э., но если у других племен эти понятия мирно сосуществуют с именами других богов, то у протоевреев этого практически нет.

    В Библии полностью отсутствуют упоминания других богов, кроме одного, которого применительно к Аврааму, Исааку или Иакову просто по-разному называют. Многие историки считают, что это поработали Яхвист, Элогимист или даже Эзра, но, может быть, это показатель уровня развития народа. Сегодня это определить невозможно. Во всяком случае, среди современных историков существует мнение, что Авраам, Исаак и Иаков, а следовательно, и роды и племена, которые они олицетворяют, - это уже не совсем язычники, а скорее генотеисты, т. е. люди, убежденные в том, что хотя и существует много богов, но поклоняться следует одному Б-гу, причем своему. Имя этого Б-га - Эль, или даже Элохим. И, несмотря на то что это "Б-г отцов", одновременно он был и Б-гом всего человечества, ибо он сотворил небо, землю, всех животных и даже человека.

    ЛЕГЕНДА О МОНОТЕИЗМЕ

    Другим косвенным доказательством генотеизма протоевреев служит легенда о сне Иакова перед его встречей с Исавом. Во сне Иаков боролся с неизвестным существом, которое, когда Иаков проснулся, неожиданно оказалось Б-гом. Причем не каким-то местным или профессиональным богом, а Б-гом вообще. И именно этот Б-г присвоил ему имя Израиль, т. е. "боровшийся с Б-гом", а не с богом, скажем, войны, виноделия или города Харана7. И я не думаю, что Эзра стал бы сочинять такую легенду.

    А вот их монотеизм или история о жертвоприношении Авраама - это, как я уже писал, могло быть и более поздним изобретением, не исключено, что Яхвиста или даже жрецов - авторов редакции, когда пророки боролись за чистоту веры. Этот вывод я делаю, во-первых, на основании вышесказанного, а также того, что даже спустя много веков, в период Судей, свое жертвоприношение совершил Иеффай. В-третьих, даже в период Царств пророкам приходилось с большим трудом убеждать древних евреев в единобожии, но они все равно много раз срывались и на многобожие, и на золотых тельцов (идолопоклонничество), причем часто это делали даже цари во имя каких-то прагматичных целей.

    А уж тот факт, что, согласно Библии, после ухода израильтян в Египет в Ханаане вообще остались только язычники-ханаанеяне, хотя совершенно очевидно, что в Египет ушла лишь небольшая часть аврамитов, а б?льшая осталась и со временем органически срослась с местным населением настолько прочно, что через несколько сотен лет их было не различить, говорит о том, что легенда о монотеизме аврамитов - это, конечно, миф, сочиненный спустя много лет после возвращения израильтян на историческую родину.

Продолжение следует
Соломон Майзель

1Заявление интересное, но не знаю, чем оно обосновано - С. М.

2Между прочим И. Р. Тантлевский пишет, что, согласно месопотамскому обычаю, бесплодная жена должна была привести к мужу рабыню, дабы та родила ему ребенка. Причем, если при родах соблюдался определенный обряд, этот ребенок впоследствии считался сыном не родной матери, а ее хозяйки, законной жены хозяина. Более того, если рождался сын, он не мог быть впоследствии изгнан из дому. Сарра, будучи не только женой, но и сестрой Авраама имела больше прав, чем просто жена, и потому она нарушила обычай, а Авраам подчинился.

3Думаю, он не мог не понравиться и многим иммигрантам из Харана.

4Считалось, что божество посредством огня поглощает свою жертву.

5В качестве примера можно привести известную историю о том, как в 311-310 гг. до н. э. (спустя более 1000 лет! - С. М.), когда армия Сицилийского союза городов под руководством Агафокла подошла к Карфагену, жители города в качестве жертвы богам сожгли 500 детей, в т. ч. 200 были сыновьями знатных жителей города, их имена определили власти, а 300 было принесено остальными жителями добровольно.

6Легенда о Иеффае.

7Кстати, бога, с которым боролся Иаков, звали Эль.

Сайт создан в системе uCoz