"Народ мой" №18 (382) 28.09.2006
Выставка живописи В.Я. Миссуловиной
Кухня дома творчества
Горячий Ключ 1969Художница Лиза
АйзенштадтМой отец, 1954 На огороде 1969 В Еврейском общинном центре С.-Петербурга заканчивает свою работу выставка живописи Виктории Яковлевны Миссуловиной. Это имя уже известно зрителям, внимательно следящим за событиями еврейской культурной жизни города, - в 1997 году прошла ее персональная выставка в Благотворительном центре "Хэсэд Авраам", на которой был представлен цикл живописных работ "Библейские мотивы". Организаторы же выставки в Общинном центре постарались показать ретроспективу работ художника, охватывающую период с 1950 по 2000 год.
Жизнь В.Я. Миссуловиной во многом определялась теми реалиями, которое молодое поколение сейчас изучает на уроках истории. Но, в отличие от многих, она устояла перед суетой, состязательностью и борьбой за выживание. Определив для себя самое ценное в жизни: семью, творчество и дружбу, она никогда не стремилась к чинам и званиям, не искала славы и денег. Виктория Яковлевна родилась в Ленинграде. Довольно рано проявив интерес к изобразительному искусству, она стала заниматься в Доме художественного воспитания детей, потом в детской школе при Таврическом художественном училище, а в 1945 году поступила в среднюю художественную школу при Институте им. И.Е. Репина. После окончания СХШ и Художественно-педагогического училища Миссуловина в течение года преподавала рисование в школе. Но эта работа не приносила ей ни радости, ни удовлетворения, и в 1953 году она переходит в Комбинат живописно-оформительского искусства, где и проработала вплоть до 1986 года, где не только выполняет заказы комбината, но и постоянно находится в творческом поиске, совершенствует свое мастерство. Она занимается в скульптурной студии под руководством П.М. Криворуцкого, увлекается литографией. Работая в литографской мастерской Союза художников рядом с такими выдающимися графиками, как А.С. Ведерников, Б.Н. Ермолаев, А.Л. Каплан, Виктория Яковлевна открывает для себя новые творческие приемы и принципы - четкость и продуманность композиции, строгость в выборе колорита.
Летняя кухня 1969 И если в работах раннего периода присутствует некоторая скованность, обусловленная излишним давлением натурных впечатлений, то в дальнейшем письмо становится более свободным, появляется динамика и композиционная острота. Позже Миссуловина увлекается сюжетными композициями. Сюжет появляется как в пейзажах, так и в натюрмортах. Так, например, в "Натюрморте с кувшином" 1967 года интерьер играет настолько активную роль, что полотно скорее воспринимается как жанр, нежели чистый натюрморт
Натюрморт с кувшином 1967 Особенно значимыми для развития художника стали поездки в дома творчества в Старую Ладогу и Горячий Ключ. Благодаря возможности вдумчивой неспешной работы творчество Миссуловиной выходит совершенно на новый уровень. Полотна этого периода демонстрируют абсолютную свободу и изумительную точность в выборе колорита, композиционном решении. К таким работам можно отнести "На огороде" (1969), "Кухня в доме творчества" (1969), "Летняя кухня" (1969). В.Я. Миссуловина активно участвует в выставках не только для того, чтобы показать свои работы зрителю, но и оценить их со стороны. Результатом активной творческой работы стало вступление Миссуловиной в 1975 году в члены Союза художников РСФСР, произошедшее не без волнений, но и без суеты.
В последующие годы работы художника становятся более декоративными, дробными по мазку, но при этом сохраняется выверенность, четкость композиционного решения. Особенно это чувствуется при сопоставлении портретов, выполненных в разные годы. Так, например, "Портрет отца" 1954 года, написанный мелким мазком, крайне скрупулезен по моделировке лица, а "Портрет Лизы Айзенштадт" 1981 года, напротив, - очень дробный, острый, как по мазку, так и по композиции. Портретируемая как будто выглядывает из картинного пространства, одновременно пытаясь задержать на голове сползающий на плечи платок. Все это придает портрету необыкновенную привлекательность. При этом необходимо отметить, что портреты разных периодов творчества Виктории Яковлевны отличают не только передача портретного сходства, но и удивительно точная передача глубины и сложности характеров портретируемых. В портрете четко прослеживается отношение художника к своей модели. Оно далеко от оценочного и скорее демонстрирует неподдельный интерес и доброе отношение к человеку.
Встреча в Комбинате художественно-оформительского искусства с художником Мироном Григорьевичем Абрамовичем стала для Виктории Яковлевны судьбоносной. Сначала они образовали творческий дуэт - вместе работали над заказами, а потом - семейный. И много лет эта удивительная пара работала, творила, дарила тепло и участие родным и друзьям. Именно это тепло, а также честность и открытость так привлекают в работах В.Я. Миссуловиной. Будь-то натюрморт, пейзаж, портрет или жанр - везде есть печать искренности, доброты и бесконечного интереса к окружающему миру. Безусловно, все эти работы несут аромат своего времени, но если жизненные неурядицы вспоминаются довольно спокойно, то жизнерадостность, целеустремленность и вера в лучшее, отраженные на полотнах, заставляют остановиться, задуматься, заглянуть в свое сердце.
Н.Завьялова
Сайт создан в системе uCoz