"Народ мой" №21 (385) 15.11.2006
Легенды еврейского Нальчика
Во второй половине лета мы (Леонид Ланда, координатор научного общества "Традиции Востока", и Аяна Архипецкая, студентка 5 курса философского факультета СПБГУ) отправились на Северный Кавказ, преследуя несколько различных целей. Одной из наиболее важных задач было посещение столицы Кабардино-Балкарской республики города Нальчика, причем интерес к этому городу у нас имелся особый: мы хотели посмотреть на жизнь одного из последних традиционных мест компактного проживания горских евреев, именуемой нальчикской "колонкой", т. е. еврейским кварталом.
Толерантность до сих пор
свойственна Кабардино-БалкарииВ Кабардино-Балкарии существовала многочисленная и богатая еврейская община несколько десятков лет назад. Впервые евреи появились здесь еще вначале 19 столетия после строительства крепости Нальчик в качестве российского блокпоста в Терской области. Большинство первых переселенцев были выходцами из Засулакской Кумыкии (часть современного Дагестана). По мере превращения крепости в город, еврейское население неуклонно росло, и к 1926 году евреи составляли не менее 15 % от общего населения города. Представители общины жили в отдельном квартале и занимались, в основном, выделкой шкур, скорняжным делом и торговлей. Благодаря хорошим отношениям с властями, кабардинцами и балкарцами община процветала. Хочется отметить, что, несмотря на советскую пропаганду атеизма, нальчикских евреев всегда отличала высокая степень религиозности. Здесь придавали большое значение традиционному иудаизму: выполнялись обряды обрезания, бар-мицвы, хупы, в определенной степени соблюдались правила кашрута.
В течение 20-го века общине Нальчика пришлось пережить два больших потрясения. Первое было связано с захватом города немецкими фашистами, колонка уцелела лишь из-за того, что немцы надолго не задержались, это и спасло еврейский квартал от полного уничтожения. Второе же потрясение произошло в конце 1980-х и начале 1990-х: с началом перестройки стабильность в регионе нарушилась, многие представители горских народов, прикрываясь национально-освободительными идеями, занимались откровенным рэкетом и разбоем. В некоторых республиках (к примеру, в Чечне) эти действия переросли к середине 1990-х в откровенный геноцид некоренных меньшинств. Не обошла эта печальная участь и евреев. В этот период обстановка в Кабардино-Балкарии, тоже была накалена до предела, в республике царил откровенный криминальный хаос, и, по "старой традиции" объектом нападения часто становились именно жители "колонки". Почему ? Издревле, на Кавказе правит сильный. Тот, кто обладает большими человеческими и финансовыми ресурсами. Т. е. попросту тот, кто является более многочисленным и лучше вооруженным. Совершенно очевидно, что евреи, впрочем, как и русские, не могли поспорить с местными народами ни по одному из вышеуказанных "направлений"
На улицах "Колонки" Однако, необходимо отметить, что никто не грабил и не убивал евреев из-за антисемитских настроений. Просто слухи о баснословном богатстве общины давно гуляли по Северному Кавказу. И вот начались похищения жителей с целью выкупа. Некоторые местные криминальные элементы, практически открыто выгоняли евреев из понравившихся домов. Именно, в этот период большинство жителей колонки покинуло Кабардино-Балкарию: они уезжают в другие города России, в Израиль, в США и Европу. Стоит заметить, что массовый исход евреев в Нальчике был связан не только с криминогенной обстановкой, но и с низким уровнем жизни в регионе.
Еврейская старушка у своего дома в Нальчике Смутное время часто богато на нестандартные, интересные личности. Среди жителей еврейского квартала таких людей было немало, но нам бы хотелось остановиться лишь на двух, причем не самых положительных. Их имена и фамилии по понятным причинам изменены. Их образ мы составили из рассказов, поведанных нам жителями "колонки", поэтому возможны различные преувеличения и неточности. Итак, первого нашего героя мы назовем Абрам Ицхаков. Ицхаков родился в 1970 г, в Грозном, в горско-еврейской семье вора в законе. Не удивляйтесь, среди криминальных авторитетов Северного Кавказа было немало евреев (к примеру, большинство чеченских карманников-"щипачей" имело еврейское происхождение). При том, что дом Ицхаковых часто становился местом воровских сборищ, здесь, в определенном смысле, сохранялись еврейские традиции. Сын грозненского авторитета, Абрам мечтал быть во всем похожим на отца, и с юности научился воровать, проворачивать финансовые аферы и ничего не бояться. В начале 90-х началась война в Чечне, и Абрам , уже вполне самостоятельный человек покидает Грозный и отправляется в Нальчик. Где он точно жил, уточнить не смог ни один из жителей колонки. Рассказывали, что он неожиданно появлялся и также неожиданно исчезал. В это неспокойное время, когда многие местные евреи старались не афишировать свои финансовые дела, Абрам Ицхаков спокойно грабил местных рэкетиров, не боялся он и "гастролей" в охваченной войной Чечне.
Лишь евреев он старался не трогать, хотя и не стремился защитить общину. Как-то один из его приятелей, тоже молодой и смелый горский еврей, спросил Абрама, почему он не помогает своему народу, но выяснилось, что у Ицхакова беззащитность общины вызывает лишь раздражение. Он никак не мог понять, почему он может за себя постоять (и не только постоять), а они нет. К тем же молодым евреям, которые давали отпор местным бандитам он относился с подчеркнутым уважением. Через несколько лет после появления Ицхакова в Нальчике случилось то, что должно было случиться. Абрам, в одиночку, ограбил местного бандита, из известного своей воинственностью и влиянием горского клана. Через несколько дней Абрам был тяжело ранен,но выжил и … вновь исчез .Больше о нем никто ничего не слышал, лишь изредка доходили известия о его "прогулках" по Чечне, Ингушетии, Москве и даже Израилю. Несмотря на его явно не позитивную роль, многие молодые люди в колонке вспоминают Ицхакова с восхищением и называют еврейским "волком-одиночкой". Старшее поколение зачастую не разделяет мнение молодежи и считает Ицхакова обыкновенным бандитом.
Многие евреи до сих пор
работаеют со шкурамиВторой человек, о котором пойдет речь, был еврейским аферистом, также уроженцем нальчикской колонки, Бенционом Исраиловым. Еще в 1970 - 80 е гг. этот человек был известен как "гешефтмахер" не только в Кабардино-Балкарии, но и на всем Северном Кавказе. Жертвами его афер становились представители всех национальностей этого полиэтнического региона, в том числе горско-еврейские соплеменники Исраилова.
В середине 1990-х, во время криминального хаоса в Кабарде, Бенцион решил завоевать себе репутацию богатого, влиятельного человека, и вскоре по всему Северному Кавказу распространился слух о невероятном богатстве Бенциона. Естественно, не прошло и года, как Исраилова похитили! На этот раз это были не кабардинские и не балкарские рэкетиры, а чеченские полевые командиры Мовсар и Арби Бараевы, известные читателю, как руководители теракта во время проведения спектакля "Норд-Ост" в Москве.
Неудачливого афериста привезли в одно из селений чеченского высокогорья и по "старой доброй" традиции посадили в подвал. Боевики рассчитывали, что либо сам Исраилов, либо, в крайнем случае, родственники и еврейская община в течение месяца выкупят нашего героя. Однако ни родственники, ни, тем более, община выкупать Исраилова не собирались, а у него самого не было и половины требуемой суммы. Когда бандиты поняли, что за незадачливого еврея никто ничего платить не будет, они пришли в неописуемую ярость. Еще бы! Они, получается, месяц его бесплатно кормили, да и на организацию операции по его захвату ушла приличная сумма американских денег. И по старой интернациональной террористической традиции было принято решение убить Бенциона Исраилова.
Еврейская молодежь на улицах "Колонки" Однако ему удалось избежать смерти? Как, спросите вы? Из чеченского плена мало кому удается выбраться, а уж тем более практически никому не удавалось, оставаясь в горном ауле, перевести себя (бесплатно!) из пленника в свободного жителя чеченской деревни. Исраилов смог сделать сначала второе, а потом первое. Когда он понял , что его хотят убить, он по секрету рассказал охранявшим его бандитам, что является известным по всей России экстрасенсом и.. врачом-урологом в одном лице. И что же? Ему поверили! К нему стали приходить, чтобы заговорить оружие на победу, снимать порчу и даже лечить гонорею (как он ее лечил до сих пор остается секретом). Среди клиентов Исраилова, по слухам, были не только братья Бараевы, но и Шамиль Басаев, Салман Радуев. По версии одного из жителей "колонки", именно хорошие отношения с полевыми командирами спасли "великого мага" от арабского наемника Хаттаба, известного "любителя" евреев.
Прожив в чеченском плену (весьма относительном) около трех лет, Исраилов умудрился не только покинуть подвал, но и построить дом, жениться на чеченке(!) и даже немного заработать. Бенцион Исраилов был освобожден во время зачистки российским ОМОНом одного из горных аулов. Жителям нальчикской "колонки" ничего не известно о судьбе Исраилова, однако некоторые склонны полагать, что сегодня он проживает на исторической родине, в Государстве Израиль.
Мы не ставили целью привести указанных выше героев в пример. Просто хотели показать интересный тип евреев, которые появляются, как правило, в смутные времена. Кстати, нам подобные истории очень напоминают образ одесского еврея.
На дворе начало 21 века, еврейская "колонка" в Нальчике по-прежнему существует: вновь воссоздаются еврейские клубы, занятия в синагоге, и масса молодежи гуляет по улицам и рассказывает о недавних путешествиях в Израиль. Община "колонки" издает собственную газету, которая пользуется популярностью среди жителей. Во время путешествия нас приняли очень приятные люди, которые с грустью вспоминали о былых успехах "колонки", показывали на старые, покинутые евреями, дома и рассказывали невероятные истории об их бывших владельцах, которые, большей частью, переехали жить за границу. Однако, мало что изменилось в укладе жизни евреев "колонки": одним из основных занятий до сих пор остается выделывание шкур и торговля, для женщин главной ценностью является семья, молодых девушек учат с детства скромности, а мужчины ежедневно собираются на молитву. Больше всего поразило то невероятное гостеприимство, с которым мы столкнулись в колонке, а дом одного из жителей Нальчика Славы напомнил нам истории про Авраама, шатер которого имел четыре входа для того, чтобы гости приходили со всех четырех сторон света! Спасибо Славе и его семье, Диме и, конечно, раввину нальчикской синагоги р.Леви Шабаеву. А также выражаем благодарность всем, кто помогал нам во время путешествия по Северному Кавказу.
Леонид Ланда,
Аяна АрхипецкаяСайт создан в системе uCoz