"Народ мой" №22 (386) 30.11.2006

Слово раввина

Шма Исраэль!

     Молитва "Шма" выражает нашу веру в единство Творца Вселенной и нашу готовность исполнять Его повеления. Согласно традиции написания Торы, идущей от самого Моше-рабейну, в первой фразе "Шма" две буквы пишутся большего размера, нежели остальные: буква "айн" в слове шма ("слушай") и буква "далет" в слове эхад ("един"). Вместе они составляют слово эд ("свидетель") - еврей, произносящий символ нашей веры, тем самым свидетельствует перед всем миром о том, что Вс-вышний, Б-г наш - Властелин всей Вселенной, что Он был, есть и будет, что Его царская власть - надо всем сущим и что Он - един. Во время произнесения "Шма Исраэль" принято прикрывать глаза правой рукой - чтобы отрешиться от окружающего и сосредоточиться на содержании этих слов, символа и основы нашей веры.

     Заповедь чтения "Шма" настолько важна, что наши мудрецы постановили: человек, уже прочитавший "Шма", обязан читать ее снова, если оказывается в синагоге, где как раз в это время община читает "Шма", - чтобы у постороннего наблюдателя не создалось впечатления, будто этот человек отделяет себя от общества.

     После слов "Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь един!" принято немедленно добавлять шепотом: "Благословенно имя славного царства Его во веки веков!" Источник этого обычая освещается рассказом Устной Торы о последних часах жизни нашего праотца Яакова (Израиля):

     Когда Яаков почувствовал приближение смерти, он позвал к себе двенадцать своих сыновей. Испытующе глядя на них, он старался найти ответ на угнетавший его сердце вопрос: все ли сыновья одинаково твердо верят в единого Творца Вселенной, все ли одинаково преданы исполнению заповедей Вс-вышнего? Ведь и у Авраама, его деда, был негодный сын Ишмаэль, а у Ицхака, отца Яакова, был негодный сын Эйсав... "Неужели я лучше, чем Авраам и Ицхак? - думал он. - Все ли двенадцать моих сыновей готовы идти по моему пути, пути служения единому Б-гу?.."

     Сыновья Яакова поняли, что тревожит их отца, и чтобы рассеять его сомнения, воскликнули в один голос: "Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь един!" То есть между ними нет ни одного, который склонен был бы сойти с пути искренней веры в нашего Б-га. Когда Яаков услышал эти слова, камень скатился с его сердца, и он радостно ответил: "Благословенно имя славного царства Его во веки веков!" - в знак благодарности Вс-вышнему за то, что среди его сыновей не оказалось ни одного недостойного.

     Вот почему мы сопровождаем наш символ веры благословением, которым Яаков ответил на призыв своих сыновей. Но произносим мы эти слова шепотом, поскольку они не входят в текст "Шма", записанный в Торе.

     В двух местах текста "Шма", где упоминаются "тфилин", мы касаемся пальцами правой руки сначала "тфилин шель яд", а затем "тфилин шель рош" и каждый раз целуем пальцы.

     Весь текст "Шма" состоит из 248 слов (число, равное числу членов нашего организма), что выражает нашу полную подчиненность верховной власти Вс-вышнего - всем нашим существом, как сказал царь Давид и книге Теhилим: "Все кости мои скажут: Г-сподь, кто подобен Тебе?!" Правда, в оригинальном тексте "Шма" в Торе есть только 245 слов. Поэтому чтобы дополнить их число до 248, хазан произносит вслух три последних слова "Шма" и переходит к следующему благословению: "Г-сподь, Б-г ваш - истинно!" Тот же, кто молится в одиночку и не слышит хазана, восполняет число слов "Шма" тем, что перед словами "Слушай, Израиль" произносит: "Б-г - верный Царь".

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz