"Народ мой" №23 (387) 14.12.2006
Учиться в Израиле, находясь в России
В 1951 году был создан Московский государственный заочный педагогический институт, в 1992 году переименован в Московский государственный открытый педагогический институт, а в 1995 получил статус университета. Открытый университет Израиля (ОУИ) был основан в 1975 году. Открытый университет Израиля сотрудничает со многими высшими учебными заведениями в разных странах мира, его партнер в России - МГОПУ. Диплом бакалавра, который выдается по программе ОУИ, позволяет продолжать учебу на вторую академическую степень (магистра) в любом израильском университете и университетах других стран. Учебные предметы, сданные на русском языке в Открытом университете Израиля, могут быть использованы для получения степени бакалавра в любом другом израильском университете, а также в университетах других стран. ОУИ имеет право присваивать академическую степень бакалавра по итогам учебы на русском языке по специальностям "История еврейского народа" и "Гуманитарные и общественные науки".
Запись на учебу осуществляется в МГОПУ в течение всего года. Формируются два потока студентов: осенний и летний. При заполнении анкеты абитуриент указывает, из каких фондов или самостоятельно он будет оплачивать учебу, и какие из предложенных курсов Открытого университета он собирается изучать. Каждый курс имеет определенный академический вес, который зависит от объема и сложности курса. Если студент учится параллельно в МГОПУ или в каком-то другом учебном заведении, то он может предоставить в Открытый университет академическую справку о сданных предметах, часть из них может быть зачтена. Открытый университет может дать такому студенту аналогичную справку для зачета курса, сданного по его программе на русском языке, для предъявления в другом учебном заведении.
Для тех, кто в соответствии с "Законом о возвращении" Государства Израиль имеет право на репатриацию, оплата производится специальными фондами внутри Израиля. Те, на кого не распространяется "Закон о возвращении", оплачивают обучение самостоятельно. Стоимость учебы ниже, чем в других Открытых университетах, поскольку Открытый университет Израиля заинтересован в распространении знаний об истории и культуре своей страны. Оплата обучения производится не за год обучения и не за семестр, а за отдельный курс (предмет). Более подробную информацию можно получить у координатора программы Августевича Семена Иосифовича (e-mail: mos-oui@mail.ru ,.московский тел.: 915-5504, доб. 266 или 267 - в МГОПУ; 733-9651 в ЕАР). Информацию об учебном процессе можно также получить на сайтах ОУИ и МГОПУ: www.hedir.openu.ac.il и www.mgopu.ru Офис программы - компьютерный центр МГОПУ (109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18 (метро Таганская - кольцевая), третий этаж), тел 915-55-04, доб. 2-66; 2-67).
О части курсов ОУИ было рассказано в первой публикации. Расскажем об остальных.
Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда
Курс посвящен истории еврейского народа в эпоху создания Мишны, называемой также эпохой танаев. Курс делится на шесть разделов. Первый - это эпоха после разрушения Храма в 70 году, которая называется эпохой Явне. Вторая тема - процесс разделения иудаизма и христианства. Третья тема, которая мало известна широкому кругу, - это восстание в 115-117 годах н.э. евреев диаспоры: в Египте, в Северной Африке, на Кипре и в Месопотамии, и соответствующие им события в Эрец Исраэль, четвертая тема - восстание Бар-Кохбы, пятая - восстановление еврейства после поражения восстания Бар-Кохбы, шестая тема - это период, когда патриархом был рабби Иепуда ha-Наси, самый конец 2-го - начало 3 века новой эры.
Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур
Курс посвящен истории взаимоотношений еврейской и христианской общин в средневековой Европе, рассмотрено зарождение христианства и его размежевание с иудаизмом. Часть 1 - Иаков и Исав. Описан процесс возникновения христианства в недрах еврейского общества в эпоху Второго Храма и размежевания с иудаизмом. Часть 2 - Большинство и меньшинство. Рассмотрены формы интеграции и кризисам в отношениях между евреями и христианами в средневековой Европе. Часть 3 - Сходство и различие. В этой части рассматриваются сходства и различия, существовавшие между христианским большинством и еврейским меньшинством. Часть 4 - Евреи в христианском суде. Эти часть посвящена спорам о еврейской клятве. Часть 5 - Полемика между евреями и христианами. Часть 6 - Еврейская истина. Часть посвящена толкованию Писания и изучению иврита. Часть 7 - Вера и разум. Рассмотрен иудео-христианский диалог в области философии. Часть 8 - Образы прошлого. Часть посвящена литературным текстам - средневековым рассказам, легендам и романам, с помощью которых евреи и христиане создавали стереотипы своего прошлого. Части 9 и 10 - Кровавый навет и марраны. Часть 11 - Реформация.
Становление израильской демократии: первое десятилетие
Курс посвящен воссозданию еврейской государственности. Первая книга состоит из двух частей. Часть 1 - Создание государства и формирование нации. Рассмотрены: политическое наследие евреев диаспоры и еврейского ишува в Палестине в период британского мандата; особенности перехода от ишува к государству; сравнение строительства государственных институтов в разных странах мира. Часть 2 - Репатриация и абсорбция: социологический анализ. Описано формирование израильской государственной политики абсорбции. Часть 3 - Становление израильского парламентаризма. Рассмотрены итоги выборов, взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, многочисленные правительственные кризисы. Часть 4 - Политические и идеологические дискуссии. Рассмотрены процесс Сланского в Праге и его влияние на израильское общество и политическую систему, а также полемика о Катастрофе европейского еврейства и возможности переговоров о репарациях из Германии. Часть 5 - Проблемы безопасности и формирование оборонной политики Израиля. Часть 6 посвящена судебной системе и внешней политике Израиля.
Галаха и философия: основы учения Рамбама
Курс позволит ознакомиться с учением Рамбама, а также послужит введением ко многим темам раввинистической литературы, философских и этических трудов, созданных еврейскими мыслителями. Наследие Рамбама вызвало бурные споры, начавшиеся еще при его жизни и продолжавшиеся в течение многих поколений. Проблеме соотношения галахи и философии в творчестве Рамбама уделяется большое внимание в настоящем курсе, она определяет его структуру и содержание. Мы коснемся также новаторских аспектов учения Рамбама, которые на протяжении поколений вызвали одновременно и самые восторженные отклики, и резкую критику. Приведено немало отрывков из трудов Рамбама, с тщательным анализом и комментариями.
От изгнания к независимости: еврейская история в эпоху Второго Храма
Курс рассматривает период от возвращения в Сион, окончания Вавилонского пленения до государства Хасмонеев. Рассматриваемая в курсе эпоха делится на период персидской гегемонии и эллинистический период. Две первые части курса посвящены персидскому периоду, во время которого произошло важнейшее событие в жизни еврейского народа, - окончание Вавилонского Пленения и Возвращение в Сион. В третьей части рассматривается переход гегемонии на Древнем Востоке к эллинистическим царствам, в четвертой части представлено описание некоторых характерных особенностей иудаизма и эллинизма и начало эллинизации Иудеи. Пятая, шестая, седьмая и восьмая части посвящены восстанию Маккавеев и возникновению независимого еврейского государства во главе с династией Хасмонеев. Девятая часть посвящена экономике и материальной культуре, десятая - общественным институтам, культуре и духовной жизни; одиннадцатая - еврейской диаспоре. Наконец, в двенадцатой части описываются последние дни Хасмонейского царства и подводятся итоги всего периода.
Введение в библеистику
Курс призван дать студенту знания о ТаНаХе, литературных особенностях, круге идей, процессе возникновения. Часть 1 - От традиции к критике. Эта часть служит общим введением в курс и рассказывает об эволюции представлений о Библии: от традиционных положений о ее происхождении и составлении входящих в нее книг до гипотез, выдвинутых научной критикой в современную эпоху. Часть 2 - От устного творчества к письменной литературе. Часть 3 - Библейская поэзия. Часть 4 - Жанры библейской прозы. Искусство библейского повествования. Часть 5 - Жанры библейской прозы. Юридическая, риторическая и деловая проза. Часть 6 - Пятикнижие Моисея: историко-литературный обзор. Часть 7 - Древняя библейская историография. Ранние пророки. Часть 8 - Поздняя библейская историография - книги Хроник, Эзры и Нехемии. Часть 9 - Пророческая литература. Эта часть посвящена литературе так называемых "классических пророков", то есть тех, которые творили в основном в эпоху ассиро-вавилонского владычества на Древнем Востоке и оставили после себя книги пророчеств. Часть 10 - Литература псалмов. Часть 11 - Литература мудрости. Этот род литературы представлен в Библии в книгах Притч, Иова, Екклесиаста и в некоторых псалмах. Часть 12 - Канонизация Библии. Эта часть курса посвящена сложному и многоэтапному процессу канонизации Библии.
Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие
Первый раздел курса включает два подраздела: "Развитие сельскохозяйственных поселений" и "Урбанизация и городское планирование". Анализируются успехи и трудности кибуцев и мошавов. Раздел второй включает два подраздела, посвященных вопросам социально-экономической политики: "Становление финансово-экономической системы" и "Профсоюзы в первом десятилетии: между экономикой, политикой и социальными ценностями". Третий раздел - "Развитие системы образования" - посвящен созданию в Израиле единой системы образования, четвертый - "Израильское общество в зеркале культуры и искусства" включает одиннадцать статей, написанных израильскими историками, социологами, этнографами и культурологами.
Ивритская новелла начала 20 века
В курсе разбираются короткие прозаические произведения девяти еврейских писателей, основателей новой литературы на иврите. Первая часть курса исследует исторический и литературный фон, на котором возникла ивритская литература начала 20-го века, дает биографическую информацию о писателях, а также анализ тенденций и направлений в этой литературе. Восемь из девяти писателей родились в "черте оседлости". Все они - выходцы из религиозных семей, получившие традиционное еврейское образование. Все эти авторы начали писать и публиковать свои рассказы на пороге и в течение первого десятилетия ХХ века. Все девять писателей - выдающиеся мастера короткого рассказа и новеллы. Все девять авторов - двуязычные писатели, и каждый из них, наряду с литературной деятельностью на иврите, так или иначе, внес свой вклад в литературу на идише.
Леонид АшкиназиСайт создан в системе uCoz