"Народ мой" №24 (388) 28.12.2006 - "Некуда" №12 (89), декабрь 2006

Искусство создавать еврейское искусство

    КНИЖКИН ДЕНЬ

    Ноябрь выдался книжным. 24-го - открытие обновленного Дома книги на родном месте в доме Зингера. 24-26 - Книжный салон в Ленэкспо. А за неделю до этого с 19 по 21 ноября в ЕСОДе (Еврейский санкт-петербургский общинный дом) состоялся очередной Общинный фестиваль еврейской книги, на котором были представлены разнообразные издания, связанные с еврейской тематикой. Впрочем, если уж устраивать книжный фестиваль, то понимать его нужно в широком смысле, поэтому книги были не только еврейские, как и издательства. Наряду с "Гешаримом" и "Домом еврейской книги", "Новой еврейской школой" или витебским журналом "Мишпоха", были стенды издательств "Новое литературное обозрение", петербургского "Ретро", книги "Азбуки" и другие. Конечно, хотелось бы, чтобы громкое название соответствовало и масштабу мероприятия, ограниченного стенами есодовского атриума. Если в прежние годы ОФЕК базировался на Невском проспекте в Доме актера, то теперь питерское еврейство все проекты, мероприятия и фестивали проводит в ЕСОДе. Оно, конечно, хорошо, но Большая Разночинная улица ассоциируется у некоторых петербуржцев-снобов с краем города, пускай и широко раскрыты двери гостеприимных хором ЕСОДа.

    "ПЯТЬ КОНТИНЕНТОВ" И ОДИН ЕСОД

    Книжкиным праздником есодовские культурные будни не закончились. Через несколько дней открылось еще одно мероприятие с громким названием - арт-фестиваль "Пять континентов". На афише было написано: "Арт-фестиваль еврейского искусства". Такой вот казус - фестиваль искусства еврейского искусства. И это при том, что ведь совершенно неясно, что такое еврейское искусство. Видимо, искусство, которое делают евреи. Тогда, простите, что же это такое получается?! Или нет: искусство, которое участвует в еврейских мероприятиях, пусть и не евреи его делают. В общем, какая разница, под каким брэндом люди получают возможность самовыразиться или накушаться чужого самовыражения. Главное - чтобы все были довольны. Во всяком случае те, кто все-таки нашел силы и время доехать до ЕСОДа с 26 ноября по 3 декабря, где и проходил арт-фестиваль, организованный молодежным центром "Гилель", в частности координаторами Денисом Шкирским и Викторией Рувинской.

    Признаюсь, мне удалось прибыть на Большую Разночинную всего два раза - в день открытия и 29 ноября, когда проходил поэтический турнир. К сожалению, открытие Арт-фестиваля было смазано концертом кантора всех времен и народов Баруха Финкельштейна. Поэтому не обошлось без суеты сует, поскольку люди не понимали, куда они пришли и где вообще что. Я, например, подумал, что кантор делится своим искусством в честь фестиваля искусств. Почему бы нет? Вначале кантор, в завершении - показ фривольных мод. Но нет, просто не было согласованности в действиях разных еврейских организаций, делящих между собой ЕСОДово пространство. В общем, кантор пел, в прямом смысле, при открытых дверях. Закрыть их было невозможно, поскольку туда-сюда сновали любители канторского пения. А рядом, тоже в прямом смысле, молодежь вынуждена была открывать фестиваль. Можете себе представить степень слышимости робких гилелевских голосов.

Серафим
Живопись Евгении Голант
Фестиваль моды
За океаном
Поэтический турнир
Владимир Беляев и Илья Бомштейн

    Открытие фестиваля также сопровождалось своеобразным вернисажем - выставкой работ еврейских художников. Полотна висели во всех залах первого этажа, безраздельно на тот момент предоставленных "Гилелю", поэтому зрители могли безвозбранно наслаждаться еврейской живописью (о правомерности термина опять-таки рассуждать здесь не будем).

    СТРАСТИ ПО ФРЕЙДУ

    Затем по плану должен был идти спектакль, задержавшийся опять-таки из-за накладывавшихся друг на друга искусств, ибо зал был один на всех. Наконец театральная студия "Гилель" все же получила возможность попасть в зал и представила свой давний спектакль по пьесе Якова Гордина "За океаном" в постановке актера Петербургского театра сатиры з. а. России А. Н. Левита, вот уже 10 лет бессменно руководящего студией. Эта реанимированная семейная драма шла в еврейских и русских театрах в конце XIX - начале XX. Дочь богатого еврея из Кременчуга сошлась с русским следователем. Его родители против, и он застрелился. Об этом зрители узнают из диалогов в ходе действия. Дочь беременна. Чтоб скрыть позор, ее спешно выдают замуж за музыканта-шлимазла, готового на все, и усылают в Америку. Там шлимазл превращается в тирана, там же в итоге оказываются и семьи горе-жены и горе-мужа. У мужа роман с сестрой жены. Пока суд да дело, жена стреляет в свою сестру. Хотя мужа не любит. Но сестра стерва и мерзавка - рассказала семилетнему мальчику, кто его настоящий отец. Потому что хотела завладеть чужим мужем. В общем, развернутый в драму трагический еврейский анекдот.

    КУМИР НЕ КАНТОР

    После спектакля в холле (атриуме) ЕСОДа состоялся показ мод - fashion show молодых модельеров, а завершился день открытия концертом группы "Simba vibration". Известному питерскому рок-музыканту Серафиму одного "Маркшейдер кунста" уже мало, поэтому он организовал новый проект. Возможно, этим концертом стоило эффектно открыть арт-фестиваль "Пять континентов", но зал в ЕСОДе один… А Серафим хоть и является представителем дружественного африканского континента, но все же не кантор, а кумир питерского андеграунда, бывший когда-то завсегдатаем "Циника" на Гончарной.

    "ПИИТЕР" В ЕСОДЕ

    А 29 ноября состоялся поэтический турнир, подготовленный совместно лито "Пиитер" и поэтической студией "Гилель". Раньше пиитерцы собирались в "Платформе", но некоторое время назад этот источник живой культуры закрыли, и они перебрались в ЕСОД, предоставивший помещение нераскрученным поэтическим талантам. Какое отношение эти поэты имеют к еврейскому искусству, Бог весть, а вот к искусству точно относятся. Они его создают. Слушая и читая их стихи, понимаешь: вот она, современность, вот оно, схваченное вовремя и крепко время. Вот оно - настоящее. Понимаешь, что не выродилась поэзия звучащая, отзывающаяся, живая, хлесткая - какая угодно, только не скучная, не вымороченная и вымученная, рядящаяся в интеллектуальствующие одежды, мертворожденная словесная паутина.

     Вел турнир поэт Владимир Беляев. Когда-то я был в Театре поэтов на Пушкинской 9, где как раз выступал он и еще несколько поэтов. Почему-то он мне запомнился больше всех. Я даже хотел опубликовать в "Некуде" рецензию на этот вечер, подборку стихов, но как-то забылось, подумалось: ну, какое отношение все это имеет к еврейской газете? И вот этот самый Володя Беляев уже ведет поэтический турнир в ЕСОДе. В есодовской библиотеке собралось довольно-таки много любителей поэзии - пишущих и непишущих. Были и авторы нашей газеты - поэты Владимир Розин, Владимир Баренбаум, Роман Эйверман, Илья Бомштейн.

     Сам турнир был заранее подготовлен "Пиитером" и, в принципе, представлял собой своеобразную дружескую поэтическую перекличку. Гостям же были выданы листочки с заданием: отгадать автора двух поэтических строк, продолжить эти строки так, как в оригинале, и по-своему, сочинить небольшое стихотворение по заданным рифмам - буриме. Первое место было отдано Роману Эйверману, продолжившему блоковское:

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Брожу я, всеми одураченный,
И истину ищу в г.вне.

Леонид Гельфман
Сайт создан в системе uCoz