"Народ мой" №1 (389) 15.01.2007

"Разговоры на улице Ленина: еврейский Тульчин в полевых записях 2005-2006 годов"

    Так называется аудиоэкспозиция, подготовленная Центром "Петербургская иудаика" по материалам экспедиций в бывшие еврейские местечки Украины. Это первая выставка нового проекта "Музей еврейской устной истории". Она посвящена городу Тульчину, районному центру Винницкой области, который в прошлом был одной из столиц хасидизма, резиденцией знаменитых цадиков. Сегодня Тульчин - один из немногих бывших штетлов, где евреи продолжают жить. Не уничтожены, как принято думать, не возродились, как принято говорить, а именно - продолжают жить.

    Конечно, в этой продолжающейся жизни не стоит искать полного совпадения с образом традиционной восточно-европейской общины. Катаклизмы XX века отделили еврейское общество от еврейского книжного знания, уничтожив и рассеяв по свету образованных людей и саму систему традиционного образования. На месте осталось лишь обезглавленное еврейское сообщество - коллективное тело со своими привычками, старыми и новыми, "советскими" и "еврейскими", со своей памятью, желаниями, надеждами.

    Советское время обычно связывают с подавлением, если не с полным уничтожением еврейской общинной жизни. Но в Тульчине это время вспоминают иначе: "было много евреев". Постсоветское возрождение организованной общины совпало по времени с особенно быстрым уменьшением численности еврейского населения - в 5 раз с 1990 по 2005 годы. Потому-то, наверное, для жителей Тульчина "настоящая еврейская жизнь" связана не только с этим возрождением, но и с их собственным недавним прошлым, которое пришлось на советское время. Рассказать о советской еврейской жизни, проследить ее связи с современностью и с далеким прошлым - задачи "Музея еврейской устной истории".

    В Тульчине эта жизнь была связана с улицей Ленина, она же - Главнэ-гос. Здесь евреи, как говорят, "собирались кучками": договаривались о делах, обменивались новостями и сплетнями, просто гуляли по вечерам, взявшись под руки. На этой улице, сохранившей советское название по сей день, работала и наша экспедиция. "Разговоры на улице Ленина" - это наши впечатления от города, в жизнь которого мы включились на короткое время. На выставке представлено именно это - еврейские разговоры на фоне тульчинских улиц. Это разговоры о домах и людях старой "Капцановки", о стереотипах в отношениях между евреями и украинцами, о том, как проходили в Тульчине еврейские свадьбы, какие люди считались "приличными" - митн ихес, какие профессии считались еврейскими, и о многом другом.

    Искать новые смыслы прошлого и настоящего можно не только в библиотеках и архивах, но и в "поле" - разговаривая с людьми, вслушиваясь в их слова, пытаясь понять их. Мы надеемся, что наши исследования и выставки будут интересны не только специалистам, что они открывают еще один путь к (само)познанию русскоязычного еврейства, к осмыслению его недавнего советского прошлого и постсоветского настоящего, к восстановлению непрерывности его продолжающейся истории.

    Выставка открыта в Петербурге (ул. Гагаринская, д. 3) с 30 ноября 2006 по 20 февраля 2007 г.

    Работа "Музея еврейской устной истории" стала возможной благодаря финансовой поддержке Dutch Jewish Humanitarian Fund, JDC "Joint", West Palm Beach Jewish Federation, Jewish Federation of Cleveland (USA), Jewish Community Development Fund in Russia and Ukraine (New York, USA), Евроазиатского еврейского конгресса (Москва).

    Организация экспедиций ("полевых школ") в бывших штетлах Украины осуществлялась совместно с московским центром "Сефер".

А. Львов

    Контактная информация:

Александр Львов (координатор проекта, сотрудник Центра "Петербургская иудаика")
Россия, 191187, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., 3 (Европейский университет в С.-Петербурге)
Телефон: +7 812 5798144
alvov@eu.spb.ru; al_lvov@mail.ru

Web links:

Страница "Музея еврейской устной истории" на сайте ЕУСПб: http://www.eu.spb.ru/judaica/museum.htm
Сообщение о выставке в газете ЕУСПб: http://www.eu.spb.ru/newsletter/1Dec2006/talks.htm
Movie о выставке и ее открытии: http:/lvov.judaica.spb.ru/audioexposition.shtml

    Приложение

Голоса еврейского Тульчина
(из интервью, представленных на выставке)

    Такая вот Капцановка

    А сейчас нет этого, - там было… Все русские, украинцы живут. А было: полметра или метр - проулочек, и дома, дома, дома - евреи жили. И они никогда не сварились, сидели на улице, на призьбах. Сидели женщины, разговаривали, и друг другу вот что-то рассказывали…

    "Приличные люди": ихес

    А, ихес! А, ихес - так это с таких… С таких приличных, с таких богатых. Хотели ихес, хотели, да, да, хотели. Я не искала этого, но мне... Чтоб приличие, чтоб они грамотные, чтоб они какие-то такие, чтобы можно было о книгах… Мама тоже хотела бы, чтоб… Но не, не попадались мне фин эм ихес.

    Профессии еврейского местечка

    Дедушка у меня был краснодеревщиком. Он работал со своими сыновьями. В подвалах стояли шикарные машины, Они делали очень красивую мебель. Подвал был шикарно оборудован, естественно!

    Настоящая еврейская свадьба

    На еврейской свадьбе, значит, сладости на стол не ставят. У нас есть наши еврейские сладости - это штрудель, флудн, торты, лейкех. Это же еврейские. Когда начинают семьями уходить, подходят к дверям, а там уже стоят две женщины с этой большой кастрюлей, и в этой кастрюле сложены пакетики. Вот это уже с тех пор как появились пакетики, раньше в бумаге заворачивали. А сейчас в пакетиках: кусок штрудель, кусок лейкех или кусок флудн, кусок лейкех. И это давали домой.

    Межэтнические отношения: угощение мацой

    Бывало, приходит иногда, и хочешь угостить, так он не хочет. В чем дело? Ты боишься, что здесь кровь есть? Нет, я ее сама делала, эту мацу, я сюда крови не брала. Есть, бывали такие случаи. Всякие люди есть. Если рассказывают им дома об этом, ну, так он может думать, действительно, что это так.

Сайт создан в системе uCoz