"Народ мой" №2 (390) 31.01.2007
Слово раввина
В еврейской традиции существует не только Новый год людей - Рош ха-Шана, но и Новый год деревьев - Ту би-Шват. Это название переводится так: 15-ое число месяца Шват. Число 15 - сумма отображенных буквами цифр в первом слове названия: тет (т) - 9, вав (у) - 6. В этом году Ту би-Шват выпадает на третье февраля.
В этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу - не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).
В Ту би-Шват едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну ("Давший нам дожить"). Ту би-Шват - это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того - выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.
Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): "Г-сподь Б-г твой ведет тебя... в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока". Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего - для евреев Израиля.
Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.
Следует помнить, что Вс-вышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.
Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Вс-вышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Вс-вышний - поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.
В книге Бней Иссахар сказано: "Ту би-Шват - это день, когда почки плодовых деревьев начинают выделять душистую смолу; поэтому мы и унаследовали от наших отцов обычай молить Вс-вышнего о том, чтобы Он даровал нам красивые и кашерные этроги, при помощи которых мы исполним в свое время заповедь о "четырех видах растений". Ту би-Шват - это самый подходящий день для такой молитвы".
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды, чтобы, не дай Б-г, не совершить ошибку и не произнести неверное или напрасное благословение.
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz