"Народ мой" №4 (392) 28.02.2007
Этот загадочный Моше Кислинг
Вы слышали раньше имя художника Моше Кислинга? Думаю, что большинство, так же, как и я, скажет: "Нет". А ведь этому французскому художнику посвящено множество статей, книг, монографий, альбомов.
Выходит, Кислинг - француз? Но во многих других книгах авторы, упоминая его, пишут: поляк Кислинг.
Значит, он - поляк? Да нет, какой там поляк! Моше Кислинг - еврей из гетто польского города Кракова. Он родился в Кракове в 1891 году. Учился в Школе изящных искусств. Судьба была к нему благосклонна. Его учитель Панкевич был импрессионистом и понимал, что талантливый юноша нуждается в парижской выучке.
В те годы Париж был подлинным магнитом для художников всех стран. Многим из них, и не без основания, казалось, что не подышав парижским воздухом, не познакомившись с художественными школами Парижа, стать настоящим художником невозможно. По окончании Кислингом Школы изящных искусств Панкевич дал ему письмо к известному во Франции еврейскому писателю Шолому Ашу. И судьба - в лице Шолома Аша - сделала вновь прибывшему в Париж 19-летнему Моше настоящий подарок. Писатель нашел, как сказали бы теперь, спонсора, который оплатил Моше очень скромный прожиточный минимум на год жизни в Париже. У Шолома Аша Кислинг познакомился с поэтом Максом Жакобом, который знал всех художников Парижа. И Макс Жакоб привел Моше в парижский "Улей" - своеобразное общежитие художников из всех стран мира.
К тому времени там уже жили: Марк Шагал, Модильяни, Сутин, Дерен, Фуджита и другие. В дальнейшем Макс Жакоб и Модильяни стали ближайшими друзьями Моше. Кислинг любил Модильяни, как брата, и всегда - до самой смерти Модильяни - трогательно о нем заботился. А Модильяни тоже любил Моше, переживал все удачи и неудачи друга и оставил нам несколько чудесных портретов Кислинга.
Подарок неизвестного спонсора облегчил вхождение Моше Кислингу в парижскую жизнь. Он учился, упорно работал, а по вечерам все жители "Улья" собирались в одном из двух кафе - Ротонда или Дом - за чашечкой кофе, часто только одной, на вторую денег уже не было. Эти кафе были скорее клубами, где молодые художники, скульпторы, поэты, философы обсуждали пути искусства, политики и вообще всё на свете. Там каждый находил себе единомышленников и отстаивал свои взгляды перед оппонентами. Для Моше Кислинга Франция стала страной Свободы. Вырвавшись из Краковского гетто, Кислинг впервые почувствовал себя равноправным человеком, что для его творческого развития было важнейшим стимулом. Он стал спокойным, уверенным в себе и жизнерадостным.
Прошло четыре года. Началась Первая мировая война. И польский еврей, ныне гражданин Франции Кислинг, не задумываясь, идет добровольцем воевать за Францию против немцев. И еще раз судьба была к нему благосклонна - он вернулся через год живым, хотя и сильно контуженным. Но даже тяжелая контузия не приглушила его жизнерадостности. Его любили и уважали друзья. Этот умный, ироничный, со светлой улыбкой человек умел работать. А кроме работы, он любил петь. Пел для друзей, пел, когда писал свои пейзажи. Кислинг не мыслил свою жизнь без живописи. У него было сразу несколько холстов в работе.
После войны для него главным было найти свой индивидуальный стиль, свой художественный метод. Вот тут мы подходим к одному из противоречий этого человека. В картинах художников обычно проявляется их мировосприятие. Так, Ренуар видел красоту и радость жизни в детях, красивых женщинах и цветах. У Сутина, особенно в ранних его работах, жизнь была наполнена мраком и страданиями. У Кислинга же присутствуют оба эти взгляда на жизнь. Кислинг - последователь импрессионистов - бесконечно любил природу. Понятия природа и красота были для него синонимами. Его пейзажи были как бы синтезом света и цвета. Люди, глядя на них, начинали улыбаться. И вначале именно пейзажи привлекли к этому художнику внимание покупателей. Имя Кислинга становится известным. Но он не всегда широко улыбался.
Портрет Жана Кокто
Когда он писал людей, то становился другим: улыбка его гасла, глаза становились внимательными и печальными. Кислинг, подобно экстрасенсу, хотел освободить человека от его горя, вытащить его неприятности. Краски на портретах темнеют, и солнце редко появляется в этих картинах. Здесь Кислинг проявлялся, как тончайший психолог. Художник обостренно воспринимал несовершенство и тяготы человеческого существования, и зрители долго стоят перед этими картинами, как бы считывая с них ту боль и сострадание, которые чувствовал художник. Портреты Кислинга имели большое число поклонников.
Итак, судьба была к нему благосклонна - он был одним из первых среди художников парижской школы, который получил признание зрителей. В начале 30-х годов его имя уже было упомянуто в знаменитом энциклопедическом словаре "Лярусс" среди видных художников Франции, а это многого стоило. О Кислинге писали, что он один из тех художников, чье творчество ярко индивидуально. Он ни на кого не похож, и его манера сразу узнаваема. Критики писали о нем хвалебные статьи, отмечая контрастные подходы в изображении людей и природы. Те, кто видел его портреты и не знал, художника в лицо, не признали бы автора портретов в этом улыбающемся щеголе, смеющемся и как будто легко шагающем по жизни.
Но Моше Кислинг был противоречив не только в творчестве. Он - серьезный и сосредоточенный в течение дня, вечером становился другим - рубахой парнем, любителем шумных застолий и гуляний. Ему было необходимо расслабиться, отойти от привычной домашней обстановки. Один известный французский поэт даже написал: "Солнце восходит, домой возвращается Кислинг".
Но каким бы ни было вчера, каждый новый день у него начинался всегда одинаково: ровно в 9, после нескольких стаканов крепчайшего кофе он становился у подрамника и работал. Это в его жизни было главным. В 1940 году с приходом немцев в Париж Кислинг уезжает сначала в Португалию, а потом в Соединенные Штаты. Таких одиночек-эмигрантов - художников, писателей, ученых - Соединенные Штаты принимали спокойно. В отличие от того судна с несчастными евреями, которое по распоряжению президента Рузвельта было отправлено обратно в Европу.
В Соединенных Штатах имя Кислинга становится широко известным. Особенное признание он получает как портретист. У него появляется масса заказов. В их числе портрет пианиста Артура Рубинштейна и членов его семьи. Как только немцы были разгромлены, Кислинг сразу возвращается в Париж. Тут он узнает о трагической гибели своего ближайшего друга Макса Жакоба в немецком концлагере. Тяжело, очень тяжело он пережил это горе и гибель еще многих своих друзей. Прежней жизнерадостности уже нет. Портреты становятся еще более пронзительными, многие - трагичными.
А в быту Кислинг не изменил своим довоенным привычкам. Опять противоречие. Он шел наперекор жизни, не хотел быть побежденным. Один из его знакомых пишет: "Кислинга в его светло-серой бархатистой шляпе можно было почти всегда увидеть поздним вечером в одном из кафе обязательно рядом с какой-нибудь очаровательной женщиной. Вкус у него был отменный, а победы давались ему легко". Известному художнику Кислингу принадлежало одно из самых дорогих ателье в Париже. Стены в подъезде ателье были исписаны автографами и карикатурами многих художников и писателей, посетителей его дома. Когда Кислингу журналисты-интервьюеры задавали вопросы о его прошлом, о его творчестве, он всегда говорил: "Я не умею рассказывать, картины говорят за меня. Давайте я лучше покажу вам еще одну картину".
В конце жизни Кислинг жил в пригороде Парижа. Он умер в 1953 году.
Имя Кислинга хорошо известно и в Европе, и в Америке. Его картины - украшение многих экспозиций музеев мира.
Майя Басс
www.newswe.comСайт создан в системе uCoz