"Народ мой" №6 (394) 28.03.2007
Слово раввина
Дорогие друзья,
Сегодня, накануне Песаха, который в этом году начинается 2 апреля, мне хочется пригласить Вас в Большую хоральную синагогу, чтобы вместе ощутить переживание Исхода!
Желаю Вам всем пройти на этом празднике вместе с нашими предками, вместе со всеми поколениями нашего народа, вместе со всеми, сидящими за пасхальным столом, нелегкий путь из рабства к свободе. Мы вместе должны пережить унижение, страдание, страх и обрести освобождение и радость.
Четыре имени есть у этого праздника:
1. Праздник авива.
2. Праздник свободы.
3. Праздник мацот.
4. Песах.
Праздником авива он называется потому, что приходится на авив, время цветения природы, когда созревает урожай на полях. Ведь после первого дня праздника в Храм надлежит доставить омер - меру ячменя нового урожая.
Праздником свободы он называется потому, что отмечает дату освобождения наших предков из египетского рабства. Не случайно этот праздник именуется в молитвенниках "временем нашего освобождения" (так же как Сукот - "временем веселья нашего", а Шавуот - "временем дарования нашей Торы").
Праздником мацот он называется потому, что в эти дни нельзя есть "хамец", а в первую ночь праздника следует есть мацу (мн. ч. мацот) - в память о маце, которую ели наши предки, поспешно покидая Египет.
И, наконец, Песахом он называется по имени особого жертвоприношения, совершавшегося 14 Нисана. А жертвоприношение это отражает память о чуде, которое совершил Вс-вышний для народа Израиля во время кары "истребления первенцев". Не было в ту ночь в Египте ни одного дома, в котором не было бы мертвеца - "от первенца фараона, который должен сидеть на троне его, до первенца узника, сидящего в темнице, и все первенцы скота" - за исключением еврейских домов. Сказано в Торе, что поражая дома египтян, еврейские дома Вс-вышний пропустил (пасах). Поэтому праздничная жертва и сам праздник называются Песах. В Торе этот праздник именуется Праздником мацот, но наши мудрецы называют его только Песах. Почему так повелось? В Талмуде, в трактате Брахот сказано, что в "тфилин", которые возлагает Сам Вс-вышний, написан один стих из Торы: "И кто как народ Твой, Израиль, единый народ на земле?" Сказал Вс-вышний евреям: "Вы провозгласили единство Мое на земле - а Я провозглашаю ваше единство в мире. В ваших "тфилин" написано: "Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь - един", и Я пишу в Моих "тфилин": "И кто как народ Твой, Израиль, единый народ на земле?" Мы видим, что чувство взаимной любви и уважения связывает Вс-вышнего и Его народ, Израиль. И так сказано об этом единстве в книге Шир гаширим: "Я принадлежу моему возлюбленному, а он мне". И точно так же обстоит дело и с Песахом: Вс-вышний называет его в Торе Праздником мацот, чтобы отметить заслугу евреев, беспрекословно слушавшихся Его в Египте, когда Он приказал им принести пасхальную жертву и уйти из Египта, - они так поспешили исполнить Его приказ, что тесто их не успело скиснуть, и они ели мацу; мы же, со своей стороны, называем праздник Песахом, чтобы подчеркнуть не собственные заслуги, но милость Вс-вышнего, спасшего наши дома в Египте во время "истребления первенцев". Итак, название Праздник мацот - это похвала Вс-вышнего народу Израиля, а Песах - это хвала, возносимая Вс-вышнему народом Израиля.
Лешана абаа бирушалаим! - В будущем году в Иерусалиме!
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz