"Народ мой" №10 (398) 31.05.2007

Израиль - Германия: виражи еврейской судьбы

    "Русскоязычные евреи в Израиле и в Германии: политика, реальность, уроки" - под таким необычным названием прошла конференция в иерусалимском институте Ван Лир. Необычность и новизна заключалась в сопоставлении Израиля и ФРГ как мощнейших "абсорбаторов" русскоязычного еврейства. И действительно, именно эти две страны приняли на себя "девятый вал" массового еврейского приезда постсоветской эпохи.

    ЗОВ Отчизны

    Прежде всего, бросалось в глаза удивительное партнёрство организаторов и спонсоров этого общественно-научного диалога: Фонда Фридриха Науманна и Еврейского Агентства "Сохнут". Если раньше еврейская эмиграция в ФРГ считалась в сионистском истеблишменте чуть ли не проклятием, то теперь табуированность этой темы заметно уменьшилась. Стало ясно, что приехавшие в Германию - это не "отрезанный ломоть" еврейского народа, не только потерянные и заблудшие. Это реальные люди, которых интересуют связи между Германией и Израилем. Это тысячи бывших жителей Могилёва и Винницы, Брянска и Кишинёва, которые решили сопереживать проблемам еврейского государства, находясь в Гамбурге и Мюнхене. Впрочем, постараюсь удержаться от иронии и моральных оценок.

    Конференция началась с места в карьер блестящим докладом Ури Огали (отдел образования Еврейского Агентства) о законодательных рамках въезда евреев в Израиль. Ури, восьмое поколение иерусалимских "сабр", великолепно освоил русский язык и немало лет проработал посланником "Сохнута" в СНГ. Анализируя израильский "Закон о возвращении" (ЗОВ), Ури Огали удивил публику неожиданным выводом: нет никакой связи между ЗОВом и нацистскими преследованиями. "Нюрнбергские законы" никогда не становились правовой базой для израильского определения права на алию.

    Это заявление наносит удар по устоявшимся штампам, которые тиражируются в прессе и в массовом сознании: мол, право на алию детей и внуков евреев (а также их нееврейских супругов) - это компенсация за угрозу уничтожения данных категорий людей при нацистах. Огали подчеркнул, что в стенограммах дискуссий в кнесете по поводу ЗОВа и поправок к нему вообще не упоминается тема Холокоста. По мнению докладчика, решение кнесета о включении детей и внуков евреев в число подпадающих под ЗОВ базировалось исключительно на сионистских и гуманитарных принципах.

    Уже в кулуарах конференции я стал свидетелем горячей дискусии между Ури Огали и д-ром Павлом Поляном (Фрайбург). Последний повторял устоявшуюся мысль ("гитлеровцы уничтожали и тех, у кого евреем был только один из родителей"), чему Огали категорически возражал. Ури привёл в доказательство своей правоты пункт из обвинительного заключения против Эйхмана: израильский прокурор обнаружил факт личного обращения Эйхмана к нацистскому руководству с просьбой разрешить депортацию "половинок", на что из Берлина был прислан отказ - с пояснением, что "половинки" не подпадают под депортации. От себя добавлю, что у нацистов также не было теории и практики уничтожения и внуков евреев - об этом ясно говорится на стр.12 протокола Ванзейской конференции (1942).

    Что меняет такой взгляд на демографическую базу ЗОВа? Ну, хотя бы то, что, если не идёт речь о "священной корове" нацистских преследований, то остаётся лишь парламентское законотворчество. В прошлом кнесет решил по своему усмотрению добавить пункт о самостоятельном праве внуков евреев на алию, а значит в будущем тот же кнесет в силах изменить этот перечень по своему усмотрению. Парламент может как сузить рамки ЗОВа (вычеркнув внуков), так и расширить ЗОВ до правнуков. Это уж как ляжет политическая карта.

    Идейные антагонисты скрестили шпаги сразу после выступления Ури Огали. "Израиль - не государство эмигрантов. Мы заинтересованы не в притоке любых мигрантов, а в собирании своего народа", - заявила Лидия Белоцкая (колледж "Шаарей Мишпат, Иерусалим). Ей возразила адвокат Николь Маор ("Движение прогрессивного иудаизма"). Идея Маор заключается в официальном включении правнуков еврея в число подпадающих под ЗОВ. Но и это ещё не всё. Ворота Израиля должны быть открыты, по мнению Маор, и для дополнительных категорий "въезжантов": родителей нееврейских супругов еврея (непенсионеры), нееврейских "гражданских супругов" еврея, и - жемчужина в короне "алии", - для нееврейских супругов того же пола.

    Может я недостаточно "прогрессивен", но данные идеи вызывают у меня оторопь. Для кого г-жа Маор хочет открыть двери Израиля? Для правнуков, которые вообще не имеют никакого отношения к еврейскому народу? Для родителей-неевреев в критическом для рынка труда возрасте 45-60 лет, чтобы взвалить новое бремя на нашу "социалку"? Мысль о каких-то правах алии для нерасписанных подруг еврея звучит вообще анекдотично. Что же касается однополой алии... Видимо, с правами евреев в Израиле всё обстоит так замечательно, что наши либералы рвутся защищать права нееврейских гомосексуалистов.

    Бундес-евреи

    Йоахим Вальденмайер, глава рабочей группы по делам еврейской иммиграции, назвал правовые критерии федерального правительства: поселиться в ФРГ могут евреи и "половинки" (вне зависимости от Галахи). Нееврейский супруг может въехать только вместе со своим еврейским супругом. С 2006 года введена квота - только тысяче евреев позволено ежегодно оседать в ФРГ, причём нужная профессия и более молодой возраст могут добавить очков претенденту, желающему попасть в эту квоту. С апреля 2007-го в Нюрнберге открывается Федеральное агентство по делам еврейской иммиграции, функцией которого будет правовое регулирование и фильтрация криминальных элементов - эдакий немецкий аналог "Натива".

    При обращении в немецкие посольства для подтверждения еврейства нужны оригинальные документы до 1990 года. Не секрет, что заманчивая еврейская "лазейка" спровоцировала в СНГ целую индустрию подделок, включая продажу подлинных метрик умерших евреев и фотографий на еврейском кладбище в обнимку с надгробием любимого "папочки". Дошло до того, что этническим немцам стало труднее репатриироваться в ФРГ, чем фальшивым евреям. Как раз на это и намекает карикатура Генриха Адлера, главы "Землячества немцев Украины".

    Поток бывших советских евреев стал благословением для умирающей еврейской общины Германии. Как сообщил Стефан Крамер, генеральный директор Центрального Совета евреев Германии, с 1990 года более 210 тысяч человек приехали на бундес-просторы по "еврейской линии". Сейчас под эгидой Центрального Совета находятся 102 еврейские общины. Совет поддерживает русскоязычную версию своего сайта. "Эмиграция в Германию болезненно воспринимается в Израиле, но именно она позволила нашей общине возродиться. Именно приезд советских евреев придал нам веса и легитимности", - подчеркнул Стефан Крамер. Общинный менеджер озабочен трудоустройством новоприбывших еврейских профессионалов. "В Саксонии нехватка врачей - так почему же врач из Кишинёва не может быть использован по специальности? Зачем приглашать врачей из Чехии? Мы не ценим то сокровище, которое получили", - восклицает Крамер в духе израильских деятелей абсорбционного фронта.

    Это еврейское сокровище Крамер поэтически сравнил с коровой, которую кормят, но не хотят пользоваться её молоком. Видимо, немецкий еврей по молодости своей забыл, что кроме молочных пород, бывают ещё и мясные. Их откармливают вовсе не для молока, а для будущих стейков. А пока бурёнки ещё пасутся, их продолжают холить и лелеять, перенимая израильский опыт. "Мы внимательно смотрим на систему абсорбции в Израиле. Жаль, что мы не делали этого раньше", - грустит Крамер. Действительно, жаль. Если бы наши методы "клитования" по полной программе использовались бы в ФРГ, то глядишь, и не стала бы немецкая еврейская община третьей по величине в Европе.

Белоцкая, Огали, Крамер

    17 мгновений с весны

    В апреле 1990 года первыми ласточками будущего еврейского наплыва стали советские евреи-туристы, оставшиеся в ГДР после падения "Берлинской стены". Еврейская община ФРГ угасала, молодёжь составляла ничтожный процент среди 28 тысяч западногерманских евреев. Хайнц Галински, тогдашний лидер Центрального Совета евреев Германии, осознал уникальность момента и добился у канцлера Гельмута Колля разрешения на массовый въезд евреев из распадающегося СССР.

    С той весны пролетели уже 17 лет, как 17 мгновений. За исторически короткий отрезок времени старые меха наполнились новым вином. Но каким? Как отметил д-р Юлиус Шёпс, директор Института исследований европейского еврейства (Потсдам), в ряде городов 100 процентов членов еврейской общины не владеют немецким языком. Недавно профессиональные курсы на немецком языке были сокращены для новоприбывших с 12 до 6 месяцев. Д-р Шёпс указал на опасное сочетание неблагоприятных факторов - слабое владение немецким, пожилой средний возраст еврейских иммигрантов, 70-процентная доля обладателей советских вузовских дипломов, непропорциональная концентрация еврейских новичков в отдельных федеральных землях (Северный Рейн-Вестфалия, Гессен, Бавария и Берлин). Всё это вместе взятое ложится тяжёлым бременем на государство, резко понижает еврейские шансы на рынке труда, где и у самих немцев царит огромная безработица.

Выступает профессор
Серджио Делла-Пергола
Выступает д-р Алек Эпштейн
    Ещё более тревожно прозвучали статистические выкладки д-ра Павла Поляна (Институт географии РАН). Приток русскоязычных евреев не привёл к радикальному омоложению немецкого еврейства. Наоборот, более молодые евреи предпочли Израиль, тогда как Германии "достались" наиболее пожилые иммигранты. В новом еврейском населении 35 процентов - это люди старше 60 лет; более 50 процентов составляют иммигранты старше 50 лет.

    За прошедшие 17 лет в ФРГ родилось 2072 еврея, а умерло 12216 - то есть смертность превышает рождаемость в шесть (!) раз. Ежегодно умирает тысяча немецких евреев. За весь 2006 год еврейское население Германии выросло всего лишь на ...70 человек. Прогноз д-ра Поляна неутешителен: намечается новый демографический спад и резкое старение немецкого еврейства; уже в ближайшие годы численность еврейской общины упадёт до 95 - 100 тысяч человек. По данным д-ра Поляна, лишь 47,5 процентов новоприбывших евреев стали членами общин, остальные предпочли вообще устраниться от еврейской жизни. Именно этим объясняется странный факт - 105 тысяч членов еврейских общин при 210-тысячном числе въехавших в ФРГ по "еврейской линии" из СССР-СНГ. Иначе как бегством от собственного еврейства и ассимиляцией это не назовёшь. Почти половина евреев сознательно выбирает Германию для того, чтобы перестать быть евреями.

    За 1990-2005 годы в ФРГ 938 человек прошли гиюр, присоединившись тем самым к еврейскому народу. При этом 3696 человек официально покинули еврейские общины. Как считает д-р Полян, в числе этих людей есть и крестившиеся, и те евреи, которым не хочется платить общинные взносы, а также те, кто поссорился с общинным руководством.

    Новейшая история русскоязычных евреев Германии наполнена страстными разборками и жуткими конфликтами. Классический сценарий таков: 400 членов еврейской общины берлинского пригорода ссорятся между собой, две группировки лидеров растаскивают электорат на две общины, каждая из которых начинает поливать другую грязью перед немецкими властями, не забывая выпрашивать у этих властей субсидии в двойном размере. А субсидии бывают очень даже приличными. Например, земля Саксония-Анхальт выделила в 2006 году для своих еврейских общин 1,1 миллион евро. Ну а мы-то в Израиле хорошо знаем: когда евреи соединяются с халявно-бюджетным финансированием, жди беды.

    Психологически еврейским иммигрантам приходится в Германии гораздо тяжелее, чем репатриантам в Израиле. Вот цитаты из интервью, собранных Юлией Беренштейн (Институт антропологии, Франкфурт-на-Майне): "Они (немцы) хотят тебя как память, как часть своей истории. Окружение тебе враждебно, ты отовсюду ждёшь подвоха и насмешки. Ты здесь желаем как жертва". И это неудивительно: евреи прибыли в чужой дом, который никогда не даст подлинного тепла и ощущения своего дома среди своего народа.

    Остатки былой роскоши

    На виражах еврейской судьбы за последние годы произошло радикальное изменение - центр русскоязычного еврейства переместился в Израиль. У нас в стране проживает больше говорящих по-русски евреев, чем в СНГ и Европе вместе взятых. По данным д-ра Эмилии Трахтенберг (отдел СНГ Еврейского Агентства), с 1989 по 2006 годы в Израиль из бывшего Союза приехали 980 тысяч человек.

    Динамика по годам показывает, что 1989-1992 годах советские евреи составляли 85 - 90 процентов от всех олим, затем их доля упала до 40 - 50 процентов в 2002-2005 годах. Россия и Украина ведут напряжённое соревнование за почётное звание государства, давшего наибольшую алию, но пока обе эти страны одинаково дают 32 процента олим (из РФ и Украины суммарно прибыло 64 процента всех репатриантов). Из Центральной Азии прибыло 13 процентов олим, из Беларуси - 8 процентов, Кавказ и Молдова дали по 6 и 5 процентов новоприбывших.

    Разговоры об экономическом процветании современной России не привели к снижению репатриации из её крупнейших городов. Наоборот, доля москвичей среди олим выросла с 2001 по 2006 годы с 7,8 до 12,5 процента, а доля петербуржцев выросла за тот же период с 7 до 9 процентов.

    Д-р Трахтенберг привела данные новейшего исследования о мотивах алии. Были анонимно опрошены 2800 человек, обратившихся в Сохнут. Важнейшим мотивом алии были названы семейные и дружеские рекомендации (это указали 77 процентов опрошенных). Забота о будущем детей - 58 процентов, воссоединение семей - 53 процента, экономические проблемы - 46 процентов. Вопросы здоровья и желание учиться в Израиле указали 43 процента ответивших на анкету. Антисемитизм как побудительный мотив к переезду был назван лишь 13 процентами опрошенных.

    Не подтверждаются статистикой разговоры о массовом бегстве репатриантов из Израиля. Э. Трахтенберг привела следующие цифры: с 1989 по 2004 годы 213 тысяч израильтян не вернулись после года пребывания за границей, из них репатрианты составляют 104 тысячи, в том числе олим из бывшего СССР - лишь 79 тысяч. Получается, что из почти миллионной алии оставили Израиль лишь 8,9 процента репатриантов. Для сравнения: 36 процентов олим из США покинули Израиль.

    В последнее время усилился нееврейский характер репатриации из СНГ - с 2000 года доля евреев в составе алии упала до 41 - 43 процентов.

    По оценке профессора Серджио Делла-Перголы (Еврейский Университет), крупнейшего израильского специалиста по еврейской демографии, на просторах бывшего СССР сейчас остались 365 тысяч евреев - ядро еврейского населения. Возможно, евреев в этих странах гораздо больше, но указанная цифра является тем минимальным уровнем, в котором уверены учёные. Проф. Делла-Пергола подчеркнул, что на орбите этого ядра "вращаются" 325 тысяч неевреев - членов еврейских семей. Очень высокий процент смешанных браков является характерной особенностью оставшихся евреев бывшего Союза. Израильтяне должны отдавать себе отчёт: если ЗОВ не будет изменён, то на каждые 10 тысяч репатриантов-евреев, которых Израиль жаждет получить из СНГ, мы будем иметь в качестве неминуемого приложения 9 тысяч неевреев. Как реагировать на эту тенденцию - это уже задача для отдельной общественной дискуссии.

    Что же известно об оставшихся в СНГ евреях? От когда-то мощного еврейства Российской империи - СССР сохранились лишь осколки, остатки былой роскоши. Демографы дают лишь примерные оценки. Считается, что в России и Украине евреи сконцентрировались в крупнейших городах. Москва и Петербург "притянули" к себе 51 процент всех евреев РФ, тогда как Киев, Харьков, Днепропетровск и Одесса охватывают 51 процент евреев Украины. Недавно Сохнут решил усилить свою работу в провинции, где в маленьких городках разбросаны 49 процентов еврейского населения.

    "Мы почти ничего не знаем о них", - с такого смелого заявления начал свой доклад д-р Алек Эпштейн (Открытый Университет). По его словам, с конца 1990-х годов нет системных исследований об оставшихся евреях России. Нет единого научного центра, который бы проводил такие изыскания. Еврейские университеты Москвы и Петербурга находятся на грани закрытия. Еврейская жизнь во многом поддерживается усилиями извне - Сохнутом и Джойнтом. Единственный постоянно действующий еврейский центр в Москве создан ХАБАДом. "Если Сохнут, Джойнт и Бюро по связям уйдут из России, то еврейская жизнь там упадёт до минимальнейшего уровня", - отметил д-р Эпштейн. По мнению этого учёного-социолога, в сегодняшней России остались более ассимилированные евреи, чем в прошлые десятилетия. Следовательно, нужны гораздо большие усилия и затраты для возвращения их к еврейской жизни. Дополнительная трудность состоит в том, что для оставшихся обрусевших евреев Израиль и любые еврейские темы вообще находятся в конце их порядка приоритетов и интересов. Эти евреи при опросах называют тройку наиболее выдающихся, на их взгляд, евреев России 20-го века - Мандельштам, Пастернак, Бродский. Весьма показательно то, что все трое из этой троицы крестились; все они не имели связей с Землёй Обетованной и с Израилем, а еврейская тема оставалась на периферии их гениального творчества.

    ...Была определённая мистика при открытии этой конференции. Когда её участники входили в Институт Ван Лир, дабы обсудить виражи судьбы русскоязычного еврейства, вдруг загремела мелодия советского гимна. Но нет - это был не розыгрыш и не знакомые с детства слова "Союз нерушимый республик свободных". Это был новый гимн Российской Федерации. Оказалось, что в тридцати метрах от института, во дворце президента Израиля Далия Ицик принимала верительные грамоты нового посла России.

Шимон Бриман
Фото автора.
Получено редакцией газеты "Ами"
от автора 30 апреля 2007 г.
Сайт создан в системе uCoz