"Народ мой" №10 (398) 31.05.2007
Интернет и дружба народов: инвективные наименования национальностей
Одна из любимых еврейских тем - ругательное ли слово "жид"? Можно сказать - жидотрепещущая тема! Тут можно обратиться к истории и поговорить о смысле слова "жид" в прошлом веке, в этом веке, в будущем веке, можно обратиться к географии и поговорить об особенностях употребления этого слова в русском, украинском, польском и прочих языках. Но все эти разговоры - удел философов, культурологов и прочих уважаемых людей, мы же поставили своей целью получение исходной информации. То есть самих тех цифр, которые имеет смысл обсуждать, если нам надо что-то понять, а не просто почесать языки.
В плане словоупотребления можно изучать три области - бумажную прессу, интернет и устную речь. Изучение бумажной прессы имеет один недостаток: оно - если вести его серьезно - требует совершенно невообразимого времени. Кроме того, оно почти всегда требует хоть и вообразимых, но все равно не имеющихся в наличии средств. Исследование устной речи - то есть просто фиксация того, что говорят люди, - не требует больших средств, но требует еще большего времени. Потому что одновременно происходит много разговоров, но слушать и фиксировать их все одновременно человек не может. Ходить, слушать, записывать… Однако в природе есть место, в котором "сама собой" фиксируется как письменная (газеты), так и почти устная речь (форумы и прочие разговоры), к тому же почти не испорченная злыми редакторами. Это - интернет, который вдобавок значительно дешевле газет.
Наша задача состояла в определении частот инвективных наименований национальностей в русскоязычном интернете. Определяли мы их так: смотрели, сколько раз употребляется название национальности (украинец, еврей, американец и т.д.) и сколько раз употребляется инвективное (оскорбительное, презрительное) название (хохол, жид, америкос и т.д.). Потом вычисляли отношение количества инвективных наименований к количеству основных (жида к еврею, хохла к украинцу и т.д.). Это отношение мы называем "инвектированностью". В принципе она может колебаться от нуля и до бесконечности, когда основное наименование вообще уже не употребляется, практически же она пока не бывает более 0,6 (отношение "хохол" к "украинец").
Мы проверяли степень инвектированности для наименования национальности в единственном и во множественном числе, в мужском и в женском роде. Разумеется, в некоторых случаях какие-то формы отсутствуют в языке: например, для "армянин" инвективная форма будет "хачик", а для женского рода - "армянка" - соответствующая форма отсутствует. Если конкретное слово употребляется и как оскорбление, и в каком-либо ином смысле (япошка - как название ресторана, фриц - как имя и др.), вносилась соответствующая коррекция. Всего нами было изучено около двух десятков национальностей, и вот что оказалось… Все, что сказано ниже, относится к национальностям с инвектированностью более 0,01 - при более редкой инвектированности надежность данных падает.
Первое: мужчины служат объектом оскорбления почти всегда чаще женщин (7 случаев против 1). Второе: народ (то есть употребление во множественном числе) - чаще отдельных лиц (8 случаев против 3). Третье: в приведенном списке первые пять мест по инвектированности завоевали: в личном зачете - украинец (инвектированность 0,6), еврей (0,2), афганец, негр и армянин (по 0,1), в командном - афганцы (0,4), украинцы (0,3), негры, чеченцы и евреи (0,2). По абсолютной частоте инвектирования первые три места завоевали украинцы (хохлы - 1.200.000 упоминаний), американцы (америкосы и пиндосы вместе - 1.100.000), евреи (жиды - 1.000.000) Эти данные менее показательны, чем относительная частота инвектирования, т.к. отражают одновременно и склонность к инвектированию, и общий интерес к данной национальности и, кроме того, относительно быстро меняются со временем.
Подобное исследование делалось в 2002 году - www.smi.ru/02/06/28/548258.html. Тогда в командном зачете (личное первенство не проводилось) первые три места в интернете взяли: украинцы, американцы, евреи, а в бумажной прессе - американцы, украинцы, евреи.
Относительные данные, т.е. частоты инвектирования, зависят не только от собственно отношения к данной национальности, но и от многих других факторов. Например, от благозвучия и краткости как нормативного, так и презрительного наименования. Имеет значение и поливалентность терминов - например, термины "дух" и "чех" могут нести не только инвективную нагрузку, но и милитаристскую, причем частота второго употребления будет зависеть от состояния военных действий, а для исторических событий - от наличия, например, юбилеев или иных празднеств. Влияет на частоты сопутствующая инвектированию агрегация (в массовом сознании) как нескольких национальностей, так и их инвективных наименований (урюки, чурки, черные). Поэтому отслеживание временного тренда, которое мы намерены провести, будет интереснее, чем сравнение собственно инвектированности.
Л.А.Ашкинази, А.В.Кузнецова
Сайт создан в системе uCoz