"Народ мой" №14 (402) 30.07.2007
Слово раввина
Пятнадцатое Ава
Мишна в трактате Таанит говорит: "Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое Ава и Йом-Кипур". Что это за день - Пятнадцатое ава и почему он сравнивается с Йом-Кипуром? Мудрецы наши разъясняют: Йом-Кипур символизирует прощение греха золотого тельца. И прощение это даровано Вс-вышним именно в этот день, и именно тогда Моше-рабейну спустился с Синая с новыми Скрижалями завета. Пятнадцатое Ава тоже символизирует искупление греха - греха разведчиков, посланных в Страну Израиля и оклеветавших ее. Пятнадцатого Ава прекратился мор, уничтожавший выходцев из Египта и бывший исполнением вынесенного Вс-вышним смертного приговора всему поколению, совершившему два тяжелых греха: создавшему золотого тельца и не желавшему идти в Эрец-Исраэль. Шесть положительных событий произошли Пятнадцатого Ава:
1. Как мы уже говорили, выходцы из Египта перестали умирать в этот день. Их было 600000 - людей старше 20 лет, и каждый год Девятого Ава умирало 15000 человек. На сороковой год скитаний в пустыне, когда народ Израиля стоял уже на пороге Эрец-Исраэль, Девятого Ава своей участи ожидали последние 15 тысяч. Однако Вс-вышний, помня о многочисленных испытаниях, перенесенных нашими предками в пустыне, сжалился над ними и решил оставить их в живых. Оставшись в живых, эти люди решили, что ошиблись и что Девятое Ава еще не наступило. Однако когда настало 15 Ава, день полнолуния, сомнения исчезли, стало совершенно ясно, что сейчас - действительно месяц Ав, что Девятое Ава миновало и никто не умер. Поэтому Пятнадцатое Ава навсегда осталось днем радости - потому что Вс-вышний даровал им жизнь и грех разведчиков полностью искуплен. Вот теперь понятно, что говорит Мишна: не было у Израиля праздников, подобных Пятнадцатому Ава и Иом-Кипуру, - потому что нет радости большей, чем очищение от грехов, от греха создания золотого тельца - в Йом-Кипур, и от греха разведчиков - Пятнадцатого Ава.
2 - 3. В этот день были отменены два брачных ограничения: запрет на браки между мужчинами и женщинами из разных колен Израиля, а также запрет сынам колена Биньямина жениться на девушках из других колен. Как известно, вследствие инициативы дочерей Цлофхада (о которой рассказывается в книге Бемидбар) Вс-вышний запретил девушке, наследующей состояние отца, выходить замуж за сына иного колена Израиля - чтобы земельное владение не переходило от колена к колену.
Много лет спустя произошла трагическая "история наложницы в Гиве" (Шофтим, 19-21), вследствие которой остальные колена Израиля опрометчиво поклялись: "Никто из нас не отдаст свою дочь замуж в колено Биньямина". В результате возникла опасность, что колено Биньямина вымрет. Обе эти санкции были отменены Пятнадцатого Ава. Народ понял, что колено Биньямина не перенесет этого запрета, и раскаялся в совершенном: "Отстранено сегодня одно колено от Израиля!" Но возник вопрос: "Что же мы можем сделать для них - мы, которые поклялись именем Г-спода, что не будем давать им наших дочерей в жены?!" Выход был найден: клятва, которой поклялись тогда евреи, не вечна и не распространяется на все последующие поколения. Подобный выход был найден и для отмены запрета браков между представителями разных колен: этот запрет был в силе только для поколения, которое завоевало Страну Израиля. И 15 Ава сынам Биньямина было разрешено "умыкать" себе жен из жительниц города Шило, вышедших в виноградники "водить хороводы". Так было сохранено существование целого колена Израиля, и, естественно, исчез запрет женщинам-наследницам из одного колена Израиля выходить замуж в другое колено. Это был первый в еврейской истории случай объединения родов народа Израиля, и книга Шофтим называет его "праздником во имя Г-спода". А с течением времени, как говорит Мишна, стало обычаем начинать сватовство в этот день, чтобы создавать новые семьи в Израиле.
4. 15 Ава израильский царь Гошеа бен Эйла отменил заставы на дорогах, ведущих в Иудею. Когда еврейское царство разделилось на два - Иудейское и Израильское, первый израильский царь Йоровам бен Неват опасался, что если его подданные три раза в году будут приходить на праздник в Иерусалим, их сердце постепенно вернется к монархии Дома Давида. Поэтому он запретил им ходить в Иерусалим, а чтобы гарантировать исполнение своего приказа, перекрыл движение на дорогах, ведущих в Иудею. В качестве замены Иерусалимского Храма он поместил в двух городах, Дане и Бейт-Эле, идолов в виде тельцов, и приказал поклоняться им. Так окончательно распалось некогда единое государство: в Иудее продолжали служить единому Б-гу, а в царстве Йоровама распространилось идолопоклонство. Однако последний израильский царь, Гошеа бен Эйла, снял заставы на дорогах, разрешив народу совершать паломничество в Иерусалим и тем самым предпринял попытку сократить пропасть, разделявшую оба царства.
5. 15 Ава заканчивали заготовку дров для жертвенника в Храме, о котором Тора говорит: "Постоянный огонь, зажженный на жертвеннике, не должен погаснуть". В начале эпохи Второго Храма большая часть Страны Израиля была опустошена, и задача заготовки дров для жертвенника была почти невыполнимой. Народ, однако, горячо принялся за эту работу, что зачастую было связано со смертельной опасностью. Те, кто доставлял собранные дрова в Храм, удостаивались возможности принести Вс-вышнему благодарственную жертву под названием "корбан эцим" ("жертвоприношение дров"). Последним днем заготовки дров для жертвенника было 15 Ава, потому что с этого дня жара начинала спадать. Дело в том, что на жертвенник можно было приносить только такие дрова, в которых нет червяков, а с 15 Ава вероятность наличия их в дровах увеличивается, так как повышается влажность, а по ночам становится холоднее. Следовательно, Пятнадцатое Ава было также храмовым праздником.
6. 15 Ава были похоронены мученики Бейтара, в честь чего к "Биркат гамазон" мудрецы добавили последнее, четвертое, благословение. Дело в том, что римляне запретили хоронить тела защитников Бейтара, но 15 Ава, спустя год после падения этой крепости, запрет был отменен. Двойным чудом было это событие: во-первых, Вс-вышний смягчил сердца безжалостных римлян, а во-вторых, - оказалось, что, несмотря на долгое время, которое трупы находились под открытым небом, доступные диким зверям и птицам, они остались в целости и сохранности. Поэтому в четвертое благословение вставлены слова (ставшие его заглавием) "добрый и творящий добро". "Добрый" - потому что Вс-вышний охранил тела от разложения, "творящий добро" - потому что обеспечил им захоронение. И по сей день мы отмечаем Пятнадцатое ава как радостный день. В этот день не читают "Таханун" и не предаются скорби.
С Пятнадцатого Ава начинается духовная подготовка к месяцу Элул и "Грозным дням". Продолжительность дня уменьшается, а ночи - увеличивается. Приближаются дни подведения итогов. И сама природа способствует этому: земледельческая страда заканчивается, спадает жара, человеку легче думается в эти дни. Начиная с Пятнадцатого Ава, принято желать друг другу доброго года. Гиматрия этого пожелания - "Дай Б-г, чтобы вы были записаны на счастливый год в книге жизни и чтобы запись эта была скреплена печатью!" - равняется гиматрии слов "Пятнадцатое Ава" - 928. Еще один намек на приближающиеся "Грозные дни" мы находим в 29-й главе книги Дварим: "Вы стоите все вместе сегодня пред Г-спо-дом, Б-гом вашим: главы ваших колен, ваши старейшины и ответственные за порядок, все мужи Израиля, ваши дети и жены ваши, и прозелиты, живущие в стране вашей - от дровосека до водоноса - чтобы вступить в союз с Г-сподом, Б-гом вашим, в клятвенный союз, который Г-сподь заключает с вами сегодня". Упоминание дровосека - это намек на 15 Ава, когда прекращают сбор дров для жертвенника в Храме; а упоминание водоноса - намек на день Гошана-Раба, когда возливали воду на жертвенник; и в течение всего этого времени, от 15 Ава до Гошана-Раба, "вы стоите все вместе пред Г-сподом, Б-гом вашим". Возвращается атмосфера дней чтения "слихот" и просьб о милосердии, атмосфера дней суда. Снова мы стоим перед лицом наступающего года со всеми его праздниками и постами, с днями душевного веселья и днями траура, снова нас ожидает подведение итогов уходящего года. Круговорот года завершен - и начинается новый кругооборот, начинается новый год и его благословения.
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz