"Народ мой" №15 (403) 13.08.2007
Ахтунг, ахтунг!
В российский прокат выходит "Мой фюрер", скандальная комедия о Гитлере
Дани Леви, уроженец Швейцарии, этнический еврей и германский подданный, снимал свою комедию с идиотическим Гитлером в качестве главного персонажа чуть ли не втайне от своих единокровных соотечественников. Как будто предвидя грандиозный скандал, что не замедлил воспоследовать, стоило "Моему фюреру" появиться на немецких экранах. Против Леви развязали целую кампанию, обвиняя во всех смертных грехах, вплоть до "преуменьшения зловещей роли Гитлера в мировой истории" и "издевательства над священной темой Холокоста". На что г-н Леви, не будь дурак, мгновенно парировал, что, дескать, сам является евреем, его собственная мать чудом избежала лагерей и, таким образом, он имеет полное право говорить о Гитлере и его присных в каком угодно тоне. Комично-гротесковом в том числе: в противовес той тяжеловесной серьезности, с какой сделан "Бункер" немца Оливера Хиршбигеля. "Хоть я и понимаю, - сказал Леви в одном из интервью, - что выплясываю на братской могиле, я также убежден в избавительной силе смеха". Прибавив, что считает смех политическим оружием.
Не знаю, как кому, но, по-моему, аргументы убийственные. Тем более что г-н Леви не ограничился устной перепалкой со своими оппонентами, а подтвердил теоретические выкладки блестящей комедией, где Гитлер действительно показан жалким ублюдком, маргиналом из плохой семьи, тираном, зависящим не только от своего окружения, но и от затруднений с мочеиспусканием. Но, к счастью, не только: в ином случае "Мой фюрер" напоминал бы карикатуру Кукрыниксов, меткую, но, как и положено карикатуре, поверхностную, плоскую. Леви сумел придать этой карикатуре объем, столкнув героя - по прихоти своей неуемной фантазии - с актером-евреем, специально доставленным в покои рейхсканцлера для обучения фюрера некоторым азам актерского мастерства. За этим фантастическим допущением (ясное дело, что такого быть не могло) просматриваются сразу несколько тем. Во-первых, театральная природа тирании, замеченная еще Брехтом в "Карьере Артуро Уи", и, как это ни странно, тема единства немцев и евреев, до появления расовой теории мирно сосуществовавших в общем "фатерлянде". Единства, которое постепенно - благодаря усилиям австрийских и южногерманских идеологов национал-социализма - вылилось в то, что мы теперь называем "зоологическим антисемитизмом". Как ни странно, Дани Леви каким-то образом, ничего не проговаривая вслух, продемонстрировал в своей картине, что антисемитизм не есть природное качество немцев. Да и Гитлер у него не мистический злодей, а всего лишь недалекий прохиндей, начитавшийся дешевой эзотерики. Вроде книги некоего Ланца фон Либенфельса, длиннющее название которой я приведу полностью, чтобы повеселить читателя (Дани Леви потешается над этой книгой уже многие годы): "Теозоология, или Учение о содомских обезьяньих ублюдках и божественном электроне. Введение в древнейшее и новейшее мировоззрение и оправдание власти князей и дворянства".
Дани Леви будто специально дарует Гитлеру дружбу и даже привязанность к актеру-еврею: этот странный союз друзей-врагов, немца и еврея, политикана и свободного человека сообщает его картине парадоксальную глубину. Если вы, конечно, умеете читать между строк.
Диляра Тасбулатова
"Итоги", 30 июля 2007 г.Сайт создан в системе uCoz