"Народ мой" №16 (404) 30.08.2007
Всё возвращается на круги своя, только вращаются круги сии
(случайный разговор в электричке)
Вынес достаточно русский народ.
Вынес и эту дорогу железную,
Вынесет всё, что Г-сподь ни пошлёт!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся ни мне, ни тебе.
Н. А. НекрасовНа этой, сравнительно далёкой от Санкт-Петербурга станции, я оказался почти случайно. Было четверть четвёртого. Очередного электропоезда в город надо было ждать долгих полтора часа - шла работа по ремонту путей, чем и был вызван перерыв в пассажирском движении. Орудия этой работы в ярких оранжевых, заметных на большом расстоянии безрукавках валялись под солнышком на траве там и сям - они на данный день явно закончили "труды роковые". Несмотря на ремонт, в нужном мне направлении шли, с интервалом в 15-20 минут, тяжёлые грузовые поезда. Но пассажирских поездов не было - дорога для них была закрыта. Наш опоздал к тому же, правда, всего на десять минут.
Наконец, я в вагоне. Все окна закрыты, жарковато. Парень в защитной безрукавке начинает методично вывинчивать шурупы, соединяющие части рам, что к их открыванию определённо не имеет никакого отношения: он их просто "курочит", а шурупы выбрасывает. Очевидно, что зимой кто-то будет это завинчивать, чтобы не замёрзнуть. Моя попытка унять происходящее гиппократовским "не навреди!" встречается в штыки: "Он один старается за всех, а вы тут...". Что делать, я всегда отношусь к тем, кто тут болтается под ногами всего энергичного, передового, прогрессивного. Так, видно, родился устаревшим. А "всё устаревшее, регрессивное, надо уничтожать в зародыше". На моё счастье, не успели когда-то, вот и добрался до восьмого десятка.
В хорошо наполненном вагоне шла, возникала спонтанно то тут, то там, вялая, но вполне злобная перепалка. Для меня ругня в общественном транспорте есть свидетельство возрождения страны. Я хорошо помню девяностые проклятые, когда на вагон метро светила лишь одна чудом уцелевшая электролампочка. И молчание сидящих людей, поражённых обрушившейся на них нежданно-негаданно "шоковой терапией". Сейчас же мои соседи лаялись, а как мог бы сказать современный Декарт: "Я лаюсь, значит, я существую".
Пассажиры, в основном, ехали без билета, что выяснилось с приходом двух контролёров. Не реагируя на крики "сначала окна откройте, а потом деньги собирайте", контролёры приступили к делу. Они сноровисто брали у каждого безбилетника тридцать рублей, ничего не давая взамен. Надобно заметить, что кассовая цена билета раза в два-три больше. То есть пассажирская выгода - налицо. Не говоря уже о контролёрах, которые просто стоят на выходе "деньгопечатного" станка. Я спросил соседа: "А что будет, если пойдёт второй контроль? Ведь вашу плату ничем не подтвердить, и придётся платить вновь". "Не пойдёт, - уверенно ответил сосед. - Это было бы нечестно". Примечательно, что мои соседи по вагону открытый обман государства не рассматривали как нечестность [1]. Я воспринял это, как ещё один признак возрождения - государство опять дистанцировалось от своих граждан, а граждане - от него. С одной стороны, оно должно им - обеспечить, дать и т. п. С другой - ему, государству, никто не должен, ибо оно - некая посторонняя внешняя сила. Круг замкнулся - всё было, как, примерно, тридцать лет назад. В этом на первый взгляд мелком, легко, казалось бы, устранимом дефекте системы увидел я нечто серьёзное - интуитивное отделение индивида от своего государства. Я в который раз осознал, что слова из эпиграфа "вынесет всё" имеют, увы, по меньшей мере два значения, из которых лишь одно относится к долготерпению.
Оплата проезда в поезде заставила вспомнить старую шутку о выступлениях японского и советского представителей на международной профсоюзной конференции в Токио. Японец сказал: "У нас восьмичасовой рабочий день. Два часа мы работаем на себя, два - на капиталиста, а четыре - на свою страну". А советский ответил: "У нас тоже восьмичасовой рабочий день. Два часа мы тоже работаем на себя. Капиталистов, да будет вам известно, у нас давно прогнали. А корячиться четыре часа на Японию!? Так в гробу мы её видели".
Лишь одна женщина прокомментировала происходящее в вагоне пригородной электрички негативно, заметив: "Эх, если бы кто-нибудь рассказал власти про то, как мы ездим и платим". Я подумал, что, собственно, могу легко это сделать, ибо знаю лично президента компании "Российские железные дороги" г-на Якунина, который когда-то работал начальником иностранного отдела в нашем Физико-Техническом институте. Но зачем писать? Разумеется, он понимает возглавляемую систему прекрасно, понимает лежащую в её основе делёжку снизу вверх. Но она существует, как нечто наиболее эффективное для самих участников, хотя и не для страны в целом.
Вообще, я давно понял, что крупные начальники - не дураки. Дураки моют чужое бельё и подметают улицы. Чем выше начальник, тем меньше в нём от дурака. Просто его представления о смысле и пользе кардинально отличается от обывательских. И действует он так, а не иначе, не по глупости, а в соответствии с ясным - достигнутым логическим анализом, или интуитивно пониманием пользы и целесообразности - для себя, своего клана, класса, группы и т.п. Понять эту простую истину мне, признаюсь, было непросто.
Как и многие другие, я, даже будучи уже вполне взрослым, считал, что все неурядицы жизни в СССР происходили от глупости руководителей и системы. Их промахи - очевидные просчёты на мой тогдашний взгляд, казались достаточно плоскими. Но так было угодно судьбе, что я столкнулся несколько раз, хотя и кратко, но на близком расстоянии, с весьма крупными руководителями. И был поражён их глубоким пониманием ситуации, весьма широкими познаниями, способностью быстро ориентироваться в новой ситуации. Мне казалось несомненным, что мои случайные знакомые - не исключение. Так как же быть с общей глупостью создаваемого ими?. Очень просто, понял я. У нас разные понимания смысла и глупости.
Как теоретику, мне было необходимо проверить свою гипотезу, получить результаты решающего эксперимента. Случай представился скоро. Я поехал на заседание программного комитета конференции в Москву на один день [2]. В ленинградском отделении академии мне не обеспечили обратного билета, а отказаться от поездки было уже поздно и неприлично. И вот я стою утром в центре зала касс Ленинградского вокзала. Очереди, недвижные, удручающе длинные, заполнившие зал, рождали пренеприятнейшие ассоциации и вселяли просто страх. "Как всё это глупо. Надо было сделать так-то и так-то, а они…, - подумал я. Однако погоди, - сказал я себе. - Ведь эти очереди как-то рассасываются. Иначе уже все поселились бы в Москве, отчаявшись вернуться в Ленинград. Значит, есть система распределения, более эффективная, чем все эти кассы вместе взятые. Кто её проводники? Ищи их". Милиция и носильщики здесь же в центре зала отказались достать мне билет. И тут я увидел дверь с надписью "Посторонним вход воспрещён", а рядом - кнопку звонка. Нажал. Дверь открылась. "Мне на поезд 2 или 4 (лучшие поезда), купейный, нижнее". "Пятнадцать рублей [3] и приходите после трёх". Я был у заветной двери вовремя, вместе с тремя членами программного комитета, не верящими в осмысленность и продуманность организации мира. Но "воспрещённый вход" работал нагло и эффективно. Им управляла целесообразность не только личной денежной выгоды, но и, в большой мере, перераспределения влияния и иерархии в обществе.
С тех пор метод "ищи выгоду" позволил мне понять природу всякого дефицита в СССР, да и многое другое. "Ищи женщину", - говаривали устаревшие древние французы, и были глубоко неправы. "Ищи выгоду", - притом в самом широком смысле этого слова, а вовсе не в примитивно денежном, и ты поймёшь логику системы.
Чтобы бороться с невыгодными для тебя действиями руководства необходимо понимание истинных мотивов тех или иных их решений и поступков. Простыми заклинаниями о "гнилости" той или иной системы делу не поможешь. Только поняв, для кого и почему она вполне удобна, можно успешно действовать в направлении изменения. Альтернативой такому пониманию может быть лишь заговор, мятеж и т. п., что в случае его удачи апостериори назовут революцией.
Конечно, только слепой не видит огромных перемен в сегодняшней России по сравнению с СССР двадцатилетней давности. Исчезли очереди за всем необходимым, огромен масштаб строительства, потоки чужеземных машин заполонили дороги, не ездит заграницу буквально лишь ленивый да нищий, страна компьютеризованна и насыщена мобильными телефонами, даже насаждается чувство патриотизма. Но ведь крутые изменения, особенно технологического плана, были и раньше. Исчезали керосинки, примусы и дровяные бани, появились свои автомобили и самолёты, жилищное строительство при Хрущёве достигло огромного размаха. Так появились "хрущёвки" и затем "брежневки".
Насколько помню, это А. Линкольн говорил: "Мы должны создать стану, граждане которой могли бы ею гордиться[4]". Состояние счастья и гордости не возникает от обмана государства даже в сравнительно мелком деле. Именно отрицание, из страха или добровольно, обмана своей страны формирует в конечном итоге её народ из населения. Увы, в этом направлении успехи крайне скромны.
Примечания:
1. Впервые столкнувшись с описываемым новым методом оплаты проезда недели за две до описываемой поездки, мы с женой обсуждали открытый обман со многими знакомыми. Никто из них этой практики не осуждал. Напротив.
2. Было это уже более четверти века сему назад.
3. Официальная цена была 12 руб.
4. Цитирую по памяти.
Сайт создан в системе uCoz