"Народ мой" №17 (405) 17.09.2007
Будущее иудаизма: вариант
На днях исполняется 60 лет давнему другу нашей газеты и постоянному автору Леониду Александровичу Ашкинази, одному из самых активных еврейских лидеров "перестроечного" СССР и "постперестроечной" России. Леонид в течение многих лет был членом президиума Ваада, он - один из авторов Устава, участник всех съездов Ваада. Тем не менее, он никогда не был "профессиональным евреем", а хлеб насущный зарабатывал исключительно службой по специальности - физиком, а в последние годы еще и журналистом в очень уважаемом, солидном издании. Известен Леонид Александрович и как сетевой (интернетовский) писатель в жанре фантастики, и как критик и исследователь творчества братьев Стругацких, и как публицист в еврейской (и не только!) прессе. Чуть не забыл: у него есть научные публикации и по социологии. И при всем этом он остается обаятельным, энергичным, принципиальным (что нынче не очень в моде) московским интеллигентом и верным другом. Мы желаем Леониду, конечно, всяческого счастья и успехов, крепкого здоровья и так держать до 120.
Редакция "Ами"
Проблемы современного иудаизма обсуждаются во множестве статей. Если окинуть эти публикации общим взглядом, то возникает впечатление, что главная проблема - разобщенность. Представление антисемитов о еврейском единстве - несбыточная мечта и наша общая с ними греза. Заметим, однако, что сожаления о разъединении и расколе высказывают все и по всем поводам. Демократы, объединившись, могли бы... европейские государства, объединившись, могли бы... антифашисты, объединившись... и т.д. И немудрено: каждый думает, что, объединившись с кем-то, он станет сильнее. Не понимая, что он может оказаться подмят, поглощен, "использован" и т.п. Или сам собирается подмять и поглотить.
Можно привести несколько аргументов "за" и "против" и объединения, и разобщения - аргументов общего плана, пригодных в любой ситуации. В нашем конкретном случае аргументация может быть дополнена некоторыми соображениями вослед книге профессора Милитарева - о влиянии евреев на человечество в целом: будь евреи строго едины, они либо перестали бы влиять, отгородившись от неевреев, или же перестали бы и влиять, и существовать, растворившись в них. Это теоретические и "общие" соображения, но частная - еврейская - сегодняшняя ситуация очевидна: не всякий антисемит относится к евреям так, как одни евреи к другим. Мы понимаем, что писать это неполиткорректно, "сор из избы" и т.д. Но любой человек лезет в интернет, и волосы у него (независимо от национальности) встают дыбом. Русские, истребившие свою аристократию и интеллигенцию, и евреи, депортирующие евреев и сажающие в тюрьмы еврейских девочек, протестующих против этого, - уж не знаем, что гаже и страшнее.
Вернемся, однако, к нашим баранам. Евреи делятся на великое множество направлений, субконфессий и т.д., но главное деление и основная ось - степень соблюдения. Читающие эту статью в общих чертах знают, кто такие ортодоксы, консерваторы, реформисты. Подробное описание было бы длинным, и при более тщательном рассмотрении выяснилось бы, что и группы эти неоднородны, и групп можно назвать еще несколько, но сейчас для нас главное вовсе не это. А то, что сама сохраняемость еврейского народа обеспечивается рождаемостью, которая высока только у ортодоксов. Правда, при той рождаемости, что есть, их численность должна была бы стремительно расти - в несколько раз за поколение. Этого, однако, не происходит и не происходило никогда. Вывод: имела место или фантастическая (порядка 2/3 рожденных) смертность (от погромов и/или болезней), или столь же большой уход из ортодоксии (во всякого рода реформисты, гуманисты, выкресты, антисемиты и т.д.)
Но, тем не менее, именно ортодоксы обеспечивали сохранение народа в самом простом, демографическом, смысле. Заметим, что некоторые современные российские евреи, вышедшие из-под пресса советской системы, занимают выраженные антииудаистские позиции. Это, наверное, их право, но с учетом сказанного им бы стоило перестать называть себя евреями. Потому, что еврей не может не понимать таких простых вещей.
Общеизвестная сегодняшняя ситуация - еще не приговор: относительно медленное изменение численности народа оставляет надежду на выживание (если не случится новой Катастрофы на новом месте), кроме роста доли смешанных браков имеет место и тшува, и гиюр, некоторые авторы пишут о религиозном возрождении и в Америке, и в России, но, тем не менее, не проходит ощущение, что на больших временных интервалах замечательное еврейское разнообразие не доведет до добра. Особенно если учесть то, с чего мы начали, - общечеловеческую и, в частности, еврейскую традицию плохого отношения к тому, кто отличается от тебя.
Есть в этой проблеме и более фундаментальный аспект. В замечательной статье "Прошедшая и грядущая Катастрофы" израильский автор Исраэль Дацковский подробно описывает сочетание труда и учения. Вот как он это делает. "Сначала посмотрим, как описываются те, кто стоял в основании еврейского народа, - наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Нет сомнения, что первые двое работали. Работали на общепринятых сегодня производительных работах. Авраам был пастухом... Авраам рыл колодцы. Понятно, что, с одной стороны, в пустынной стране Канаан выходов подземных вод на поверхность земли было мало... Значит, нужны были обширные гидрологические знания, позволявшие определять места приближения к поверхности земли водоносных горизонтов... Ицхак, кроме скотоводства и рытья колодцев, еще и сеял (занимался землепашеством) и при этом добивался уникальных (даже по сегодняшней оценке) урожаев... Нельзя не вспомнить величайшего из великих мудрецов Торы в поколениях "ахроним" рабби Моше бен Маймона (РАМБАМа, Маймонида), одного из первых кодификаторов еврейского Закона (14-томный труд "Мишне Тора", он же - "Яд хазака"). РАМБАМ работал (без кавычек) личным врачом египетского визиря в Каире и лечил, кроме самого визиря, его гарема и детей, также и высокопоставленных египетских министров. В современных терминах, он был главврачом "кремлевской" (или ЦКБ) больницы в Каире и одновременно руководил 4-ым Главным управлением минздрава Египта. После работы на очень полную ставку, он еще дома до ночи принимал страждущих. И лишь затем - Тора, но на уровне, который ставит его в первую шеренгу мудрецов всех поколений.
...Приведем несколько цитат из трактата Мишны "Пиркей Авот" (Поучения отцов).
Часть 1, Мишна 10 (далее: 1:10): "Шемая говорил: "Люби труд, возненавидь высокое положение и не становись известен властям". 1:17: "Шимон, сын его (раббана Гамлиэля-старшего), говорил: "…Не учение главное, а дело…" 2:2: "Раббан Гамлиэль, сын рабби Йегуды-наси, говорит: "Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом - ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, - сходит на нет и влечет за собой грех". 3:17: "Рабби Элеазар, сын Азарии, говорил: "…Эйн кемах - эйн Тора…" (нет муки (для хлеба) - не будет и (изучения) Торы). 6:4: "Больше делай, чем учись". 4:11: "Рабби Йоханан, сапожник, говорил". Мы не будем приводить его слова - нам важнее знать, чем таннай (мудрец Мишны - высота мудрости, нами просто не понимаемая) занимался для заработка, для пропитания, для содержания семьи. А великой мудростью на высочайшем уровне он занимался после работы. Также известно про амораев (мудрецов Талмуда) - один из них собирал хворост на продажу, другой изготавливал швейные иголки, третий плавал матросом, четвертый варил пиво на продажу".
... Далее Исраэль Дацковский анализирует с теми же результатами Талмуд. А потом переходит к вещам малоприятным - он утверждает, что несчастья, постигшие поколение наших дедов, были следствием именно пренебрежения этой обязанностью - сочетать ТРУД и УЧЕНИЕ, и по шагам разбирает, как именно - во всемирном масштабе - шел этот процесс. Поверьте мне на слово, если вам лень читать его статьи (а читать его стоит хотя бы ради удовольствия следованию его логике), - все сходится.
Наверное, не все евреи сочетали труд и учение, большинство просто пахало, сеяло, пасло и т.д., но само подобное сочетание было нормальным хотя бы для части и, главное, было социально одобряемым (это ж мудрецы, светочи и вожди), было, если и не повсеместной нормой, то уж наверняка идеалом.
Попытку возродить единство профессиональной деятельности и "учения Торы" предприняли в Израиле "религиозные сионисты", "вязаные кипы". Они стали явным большинством среди религиозных евреев Израиля (не менее 2/3 от их общего числа), и проявили себя как наиболее сионистски мотивированная часть израильского общества вообще. Заметим, что религиозные сионисты составляли основу поселенческого движения, и депортация евреев из сектора Газы понизила легитимность государства Израиль в их глазах.
Но вот что пишет о них (в другом месте) Дацковский: "Вязаная кипа (религиозные сионисты) пошли по этому идеальному пути, и на этом пути, уже к третьему поколению, потеряли Тору - высокие специальности требуют много времени на их получение, много постоянного, пожизненного времени на их поддержание и поддержание себя в соответствующем сообществе специалистов, не дают возможности работать на полставки, а ставка, чаще всего с ненормированным рабочим днем, работа среди нерелигиозных с попытками подстроиться под них, знать их ценности (не футбол - это примитивно, а театр, последние романы, концерты, участие в общественно-политической жизни). И Тора сбежала, осталась милой национальной "культурой". Причины такого эффекта указаны выше, в последнее время добавился еще и моральный удар депортаций".
Обратимся к американскому опыту. Там есть категория, очень похожая на религиозных сионистов. Это "модерн-ортодоксы" - категория евреев, о которой мало знают в России, да и Америке в каких-то регионах, населенных хасидами и другими строгими ортодоксами, их нет. В некоторых статьях и справочниках эта категория не упоминается, что приводит к разночтениям при подсчете численности категорий. В Бруклине их почти не видно, а, например, в часе езды - в каком-нибудь городке в Нью-Джерси они могут преобладать. Заметная доля модерн-ортодоксов имеется в ортодоксальной общине Англии, а в Ирландии почти все ортодоксальные евреи относятся к этой категории.
Модерн-ортодоксы соблюдают еврейские законы: молитвы и ритуалы, Субботу, кашрут и т.д., но интерпретация законов зачастую отличается от интерпретации строгих ортодоксов. Главное современное различие между течениями иудаизма - в степени соблюдения. Это различие неотделимо от еще одного - в способах общения с окружающим обществом. Ортодокс общается, в среднем, относительно мало и притом лишь в небольшом количестве областей. Консерваторы и реформисты в этом смысле мало отличимы от всех людей того общества, в котором обретаются. Модерн-ортодоксы - это люди, которые открыты для современного общества. Большинство из них - специалисты, закончившие высшее учебное заведение или имеющие ученые степени и работающие в своей профессиональной области - адвокаты, врачи, учителя, инженеры, ученые, программисты, бизнесмены и т.д. Они участвуют в общественной жизни страны, интересуются культурой других народов, читают художественную литературу, ходят в театр, смотрят телевизор, видео. Кроме того, в отличие от строгих ортодоксов, многие модерн-ортодоксы имеют друзей неевреев. Вместе с тем большинство модерн-ортодоксов получают хорошее еврейское образование. Степень знания ими традиции не уступает знаниям строгих ортодоксов. Тора, традиция, еврейская история - главный предмет их интеллектуального интереса. Это любимая тема для разговоров, в особенности за столом в Субботу и в праздники. Многие модерн-ортодоксы любят на празднование Субботы или в праздник приглашать к себе гостей, иногда совершенно чужих людей, например, иммигрантов.
Все модерн-ортодоксы подчеркнуто позитивно относятся к Государству Израиль и активно его поддерживают - деньгами, поездками, участием в митингах и демонстрациях в поддержку Израиля. Большинство придерживается правых взглядов (в координатах израильских политиков), но все-таки не крайне правых, "экстремистских".
По внешнему виду и поведению модерн-ортодоксы отличаются как от строгих ортодоксов, так и от неевреев, евреев-консерваторов и реформистов. Мужчины носят кипу, большинство женщин не носит брюк и покрывает голову. Но в отличие от строго соблюдающих, мужчины ходят в обычной одежде, женщины не бреют волосы и не так строго покрывают голову (часть волос видна), некоторые вообще надевают шляпу или парик только в синагогу, во многих общинах ходят с короткими рукавами и юбках с разрезами, в прозрачных чулках, некоторые женщины все-таки носят брюки. Летом можно увидеть мужчин в кипе и в шортах. Нательный талес многие надевают так, что цицит не видны. Мужчины любезны с женщинами, могут вести с ними неформальные разговоры, вполне нормальным является нахождение в одной комнате без посторонних или хождение по улице вдвоем мужчины и женщины, не являющихся ни супругами, ни родственниками. Когда танцуют, мужчины и женщины танцуют в разных хороводах, но все они находятся в одном помещении, и мужчины видят танцующих женщин. В семьях модерн-ортодоксов обычно 3 - 5 детей. Когда дети подрастают, женщины идут работать, обычно они тоже специалисты-профессионалы. Девушки обычно выходят замуж после окончания колледжа. Молодые люди находят себе брачных партнеров сами, сватовство в этой среде не принято.
Дети модерн-ортодоксов учатся в ешивах. Но ешивы в таких общинах дают не только еврейское, но и общее образование, которое позволяет поступить в колледж. Некоторые поступают в лучшие университеты. Еврейское образование, которое получают мальчики и девочки, почти одинаковое: девочки изучают иврит, Тору и Талмуд. Заметим, что в таких ешивах очень большая нагрузка (совмещение общеобразовательных и еврейских предметов). После окончания ешивы многие - и мальчики, и девочки - перед учебой в колледже на год-два едут в Израиль и учатся в тамошней ешиве (это уже ешивы, где дается только углубленное еврейское образование). Некоторые модерн-ортодоксы переселяются в Израиль, но это происходит, как правило, в среде иммигрантов первого поколения. То есть мотивами алии могут являться не только сионизм, но и неприятие Америки. Модерн-ортодоксы не вступают в смешанные браки. Разве что в брак с неевреем по рождению, прошедшим ортодоксальный гиюр, но тогда это уже не смешанный брак.
Религиозным сионистом и модерн-ортодоксом быть труднее, чем кем-то одним из двух, хотя бы потому, что надо получить два образования. Кроме того, надо воспитать детей так, чтобы они, с одной стороны, уважительно относились к представителям других народов (в этой среде слово "гой" считается бранным и недопустимым), а, с другой стороны, выросли ортодоксальными евреями и не вступили в смешанные браки. Поэтому модерн-ортодоксы не могут быть единственной категорией евреев, и хотя бы по этой причине они всегда будут жить в равновесии со строгими ортодоксами с одной стороны и частично-соблюдающими с другой. Но в Америке легче быть сионистом, чем в Израиле, и модерн-ортодоксами быть легче, чем "вязаными кипами", потому что уровень жизни выше, и легче решить задачу совмещения учения и труда. Будущее модерн-ортодоксов Америки более надежно, и не исключено, что именно они составят через несколько десятков лет костяк этой части нашего народа.
Леонид Ашкинази, Мария Гайнер
Сайт создан в системе uCoz