"Народ мой" №18 (406) 30.09.2007

О евреях

     Еврейский вопрос!

     Эти два простых слова содержат в себе одну из печальнейших и позорнейших исторических трагедий. Мы привыкли произносить их без острого чувства отвращения и злобы; несмотря на это, эти слова обозначают длинный ряд жестоких несправедливостей; они пропитаны реками пролитой человеческой крови. В них отражается отвратительнейшее черное пятно, оскверняющее разноцветную человеческую жизнь.

     Еврейский вопрос, так густо запачканный грязью лжи и клеветы людей, его создавших, по моему мнению, совершенно простой вопрос. Он имеет своим источником психологию того сорта людей, отношение которых к обществу основано на принципе: "Мир существует только для того, чтобы доставить мне покой и наслаждение".

     Для людей, которые ничего, кроме своего "я", не замечают, для которых все, кроме их собственных грязных потребностей и наслаждений, - трын-трава, - для таких людей еврей существо загадочное и ненавистное. Они должны ненавидеть еврея за его идеализм, за то, что, по-видимому, никакая сила в мире не уничтожит его удивительно беспокойного, все изучающего, все испытующего духа.

     Считаю нужным пояснить свою мысль, чтоб никто не мог сомневаться относительно того, в каком смысле я употребляю слова "идеализм" и "материализм". В данном случае я под идеализмом понимаю не определенное философское миросозерцание, а геройский дух, внушающий человеку взгляд на самого себя как на сказочного Геркулеса, поддерживающий в нем мужество разрушать все дряхлое и гнилое и откинуть вон, подобно тому, как Геркулес чистил Авгиевы конюшни и выкидывал вон всякий негодный мусор. Этот идеализм духа вовсе не противоречит материалистическому пониманию человеческой истории, ибо ведь этот идеализм и есть творец материалистического учения.

     В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету, на всех этапах утомительного пути, еврей стоял живым протестом, исследователем. Он всегда был тем маяком, на котором гордо и высоко разгорался над всем миром неослабный протест против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества.

     Мы припоминаем пророка Исайю, чьи пламенные слова еще и доныне разжигают и вдохновляют огнем человеческую душу. И как же в самом деле этот могучий голос любви к истине мог не возбуждать ненависти тех, кто строит себе хоромы из лжи и обмана на фундаменте насилия и преступления?

     Припомним Маккавеев, бесстрашных борцов за свободу Иерусалима, Бар Кохбу, рыцаря этой свободы. Без всякой надежды на победу, они пали в борьбе за свой народ. В душах грубых и пошлых, такие геройские подвиги могут будить только ненависть и ужас.

     Благородный мудрец Гиллель заповедал человечеству простейший завет, могущий служить лучшим ответом на вопрос, как надо относиться к миру. Он сказал: "если не я за себя, то кто же за меня? А если я только за себя, то, что же я?"

     Это лучшая лекция морали, вместе с тем наиполнейшая. Первая часть ее говорит: "Человек! ты сам кузнец своей жизни; в твоих руках твоя судьба и благополучие; не полагайся на других и не причиняй зла другим для того, чтобы увеличить свое благополучие".

     Другая часть этой теории поучает нас: "если все, что ты делаешь, ты делаешь только для себя, подумай, какой смысл в твоей работе, какой смысл во всей твоей жизни. Живи так, чтобы твое сердце обнимало весь мир, и чтоб каждый звук в мире, каждая улыбка и каждое горе в нем заставляли бы и твое сердце биться радостью или горем. Только тогда ты будешь велик и прекрасен!"

     Такого рода мораль - прямой вызов, враждебный эгоистической психологии людей, подчиняющих себе своих соседей и извлекающих наслаждение из своего владычества над ними.

     Эта простая, но глубокая философия в сильной степени влияла на великого еврея - Генриха Гейне, чье сердце действительно обнимало весь мир и отражало, как чистейший металл, все звуки страдания человечества, трубило на весь мир о скорби, чьи стоны звали человечество к свободе, гнали его из потока грязи и суеверия, которое грозило его уничтожить. Что Гейне действительно был великий человек, это можно видеть из того, что он в пошлых душах вызвал такую ненависть к себе, которая еще и доныне не погасла. Люди-звери ненавидят людей, зовущих к человечному существованию.

     Вам, пожалуй, покажется неимоверно парадоксальным то, что я намерен вам сейчас сказать, но, уверяю вас, тут я выскажу перед вами глубокую правду.

     Одна из причин этой ужасной ненависти к евреям - это то, что они дали миру христианство, подавившее в человеке зверя и разбудившее в нем совесть - чувство любви к людям, потребность думать о благе всех людей. Владыкам жизни это не нравится. Они желают видеть в христианстве религию покорности и страданий, чтобы люди самовольно кинулись под ноги поработителей. И им удалось сделать христианство религией рабов, ярмом на шею народа и своим щитом для борьбы со справедливостью. Но в христианском учении жил великий дух идеализма еврейского народа, дух непреодолимый, и, несмотря на все гонения правительства и церкви, этот дух не заглох в нем и теперь. Дух этот, наоборот, постепенно впитывался умами народов и нередко расцветал в виде богатых цветов духа философии Спинозы или утопических фантазий Томаса Мора.

     Этот идеализм, выражающийся в неустанном стремлении к переустройству мира на новых началах равенства и справедливости, - главная, а может, и единственная причина вражды к евреям. Они нарушают покой сытых и самодовольных и бросают луч света на темные стороны жизни. Своей энергией и воодушевлением они внесли в жизнь огонь и неутомимое искание правды. Они будили народы, не давая им покоя, и, наконец - и это главное! - этот идеализм породил страшилище для владык - религию массы, социализм.

     Я считаю свою теорию непоколебимой: во все эпохи евреи были ненавидимы, так как всегда они оказывались величайшими революционерами в мире.

     Говоря это, я, естественно, не имею в виду еврейских банкиров: как грибы и другие тому подобные растения, они не имеют нации.

     Я не верю во вражду рас и наций. Я вижу только одну борьбу - классовую. Я не верю в существование специфической психологии, вызывающей у белого человека естественную ненависть к человеку черной расы, или у славян к англичанам, или у русских презрение к евреям.

     Благодаря особым условиям жизни в России там каждое чувство, хорошее или дурное, выражается острее и сильнее, чем где-либо. Именно потому еврейский вопрос в России принял такую ужасную форму, такую острую, что обратил на себя взволнованное внимание всего мира. В России еврейский вопрос, раньше всего, вопрос политический. Главный враг русских евреев - это русское правительство, в глазах которого каждый еврей - революционер. Это мнение лучше всего подтверждается историей революционного движения в России. Процент так называемых политических преступников в освободительном движении среди евреев ужасно велик.

     В России евреи настроены еще более революционно, чем всюду, так как в России евреи действительно поставлены правительством в невыносимое положение. Правительство делает все для того, чтобы умертвить их физически и подавить духовно. Но удивительная живучесть этой расы не поддается даже и под напором этого гнета; их духовные и умственные способности не глохнут, а, наоборот, пускают корни в новых обстоятельствах жизни.

     Невозможно перечислить все гонения, которым подвергаются евреи с целью их подавления. Но все пытки не достигают цели. Евреи стоят в передовых рядах интеллигентной оппозиции, и с самого начала открытой борьбы с русским правительством евреи пропадали сотнями в темницах Сибири и в казематах русских крепостей.

     Все это еще больше разозлило бюрократию, которая уже не раз объявляла, что освободительное движение в России вдохновляется и ведется евреями. Известно, что погромы последних лет организованы по хитрым замыслам Плеве (1). Небезызвестно также и то, что Дурново (2) и его сподвижники - достойнейшие его ученики.

     Сущность еврейского вопроса в России сводится к следующему: русская бюрократия так жестоко преследует евреев, считая их своим злейшим противником из всех рас и наций, населяющих империю. Недавно лишь это было подтверждено С. Ю. Витте {С Ю. Витте (1849-1905) - председатель Совета министров в 1905-1906 гг., который сказал следующее в своей речи к еврейской депутации: "В случае, если евреи войдут в Думу, пусть они не затрагивают вопросов внутренней политики империи, а пусть ведают свои собственные дела".

     Выражения не только глупые, как видите, но и глубоко враждебные. Естественно, если бы евреи в Думе выдвигали на первый план только еврейский вопрос, они бы сейчас были уличены в эгоизме, а это со своей стороны представляло бы благоприятную почву для развития антисемитизма, что так на руку правительству. Но в России уже достаточно известна политика Витте, - старая песня!

     Имея своим основанием политику бюрократии, антисемитизм, однако, не пустил таких глубоких корней в русском обществе благодаря тому именно обстоятельству? что общество и бюрократия - две враждебные силы и принимаемое одним из этих противников отвергается другим. Интеллигентные слои русского общества вовсе не заражены ядом антисемитизма. Даже торговые и промышленные классы в России мало прониклись антисемитизмом. Но тут я принужден, к своему великому прискорбию, заметить, что русская интеллигентная публика все же никогда еще не отнеслась к евреям так, как того требовала справедливость.

Алексей Максимович Горький
Печатается по:
М. Горький. О евреях. Варшава, 1906. С. 3-9.

    Примечания:

    1. В. К. Плеве (1850-1904) - министр внутренних дел. В период его министерства произошло несколько еврейских погромов, в том числе кишиневский. Плеве обвинялся оппозиционной прессой в организации этого погрома.

    2. П.Н. Дурново (1844-1915) - министр внутренних дел в 1905-1906 гг. Один из лидеров крайне правых.

Сайт создан в системе uCoz