"Народ мой" №20 (408) 31.10.2007
Слово раввина
Два раза в неделю, в понедельник и четверг, после молитвы "Таханун" в синагоге читают Тору: первый из семи разделов той главы Торы, которую прочитают в ближайшую субботу. Глава и духовный руководитель евреев Эзра-гасофер, живший в период возвращения еврейского народа из Вавилонского изгнания в начале эпохи Второго Храма, учредил это для того, чтобы дать возможность услышать чтение Торы тем сельским жителям, которые не могли собрать "миньян" в своих селениях. В понедельник и четверг, базарные дни, эти крестьяне обычно приезжали в город. Кстати, по этой же самой причине мудрецы постановили, что еврейские суды должны быть открыты по понедельникам и четвергам - чтобы сельские жители не должны были специально ради этого приезжать в город.
Смысл чтения Торы по понедельникам и четвергам состоит в том, чтобы не проходило трех дней без чтения Торы. В 15-й главе книги Шмот сказано: "И шли они три дня по пустыне, не находя воды". "Вода" - это символ Торы, и тот, кто три дня идет без "воды", то есть без Торы, рискует тем, что душа его высохнет, и все опасности, подстерегающие в пустыне одинокого путника, обрушатся на него.
Поскольку по субботам в синагогах читают Тору, то установление Эзры обеспечивает нас духовной пищей каждые три дня. Одному из молящихся оказывается честь вынуть свиток Торы, а также вернуть его на место после чтения. Он передает свиток Торы хазану, который провозглашает: "Возвеличьте Г-спода со мной, и вместе превознесем Его имя!" А община отвечает: "Тебе, Г-сподь, - величие, могущество, краса, победа и хвала!.." и т. д. Принято целовать свиток Торы в то время, когда его проносят от "арон кодеша" до "бимы" - возвышения в центре синагоги, на котором стоит особый стол, куда кладут свиток Торы для чтения.
Каждый из вызванных обязан прочесть, или, как принято сейчас, прослушать от чтеца Торы по меньшей мере три стиха. Когда еврея вызывают к Торе, произносят его имя и имя его отца. Вызванный к Торе должен, прежде всего, увидеть в Торе то место, с которого начинается его отрывок. Он дотрагивается до этого места в свитке одной из кистей "цицит" своего "талита" и целует ее (тот, кто молится без "талита", надевает его в знак уважения к Торе, когда его вызывают к ней). Затем он произносит: "Благословите Г-спода благословенного!", а община отвечает: "Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!". Вызванный к Торе повторяет этот ответ и продолжает: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды всех народов и даровавший нам Свою Тору! Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!"
После чтения отрывка из Торы он прикасается кистью "цицит" к тому месту, на котором закончилось чтение, целует ее и благословляет: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь! Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!" Принято, чтобы вызванный к Торе не отходил немедленно после чтения его отрывка, но оставался около свитка Торы до того, как закончат чтение следующего за ним отрывка. Таким образом, около свитка Торы всегда находятся три человека: вызванный к ней, чтец и габай - староста синагоги.
После чтения Торы двум из молящихся оказывается честь поднять свиток Торы, чтобы показать его всем, и свернуть его. Это очень высокая честь - поскольку наши мудрецы говорят: "Служение Торе выше, чем изучение ее". Человек, вызванный поднимать свиток Торы, поднимает его раскрытым - так, чтобы видны были три колонки текста, - и, поворачиваясь на месте, показывает его всем молящимся, стоящим вокруг "бимы", которые говорят: "И вот та Тора, которую дал Моше сынам Израиля!" Если в синагоге есть человек, отмечающий в этот день годовщину смерти одного из своих близких, его тоже вызывают к Торе.
После молитвы "И придет избавитель в Сион" свиток Торы возвращают на его место в "арон кодеш". Хазан провозглашает: "Да восхвалят имя Г-спода, ибо лишь Его имя превознесено над всем!", а община отвечает, продолжая стих: "Великолепие Его - и на земле, и на небе! Мощь народа Своего Он укрепил - слава всем, кто любит Его, сынам Израиля, народу, который Он приблизил к Себе! Восхвалите Б-га!"
Тот, кто был вызван к Торе последним, должен проводить свиток Торы по его дороге обратно к "арон кодеш", остальные молящиеся идут вслед за ним, воздавая честь Торе. При этом принято целовать свиток Торы. В это время говорят 24-ю главу из книги Тегилим: "Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля и все, что на ней, Вселенная и все ее обитатели..."
Сайт создан в системе uCoz