"Народ мой" №21 (409) 15.11.2007
Киевская "культур-лига"
В 1918 г. в Киеве играло несколько трупп. В Новом театре (Крещатик, 36) выступала оперетточная труппа под управлением А.М. Вольфсона, в театре Александровского парка - труппа Я.Г. Либерта, осевшие здесь еще осенью 1917 г.; а в конце мая 1918 г. сюда приехала труппа Боэза Юнгвица с блестящей Кларой Юнг, которая стала выступать в театре Соловцова. И в каждой были неплохие актеры.
Э. Б. Лойтер Одним из правил, установленным Союзом еврейских профессиональных артистов, было запрещение приезжать в город, даже такой крупный, как Киев, третьей труппе, чтобы не создавать проблемы со зрителями. Но теперь времена переменились. Владелец бывшего театра Соловцова И.Э. Дуван-Торцов заключил договор с Юнгвицем на гастроли в театре Клары Юнг.
Для конкурентной борьбы с ними труппы А. Вольфсона и Я. Либерта слились в одну мощную оперетточную труппу. Однако спектакли Б. Юнгвица, растерявшего большую часть своих актеров, на этот раз разочаровали и зрителей, и рецензентов. "Труппа производит впечатление случайно собранной труппы смелых молодых людей, подыгрывающих талантливой гастролерше и оказывающей ей медвежью услугу, - писал один из них. - Кроме знакомого киевлянам талантливого г. Канопова и в высшей степени даровитого г. Сегаль, в труппе буквально никого нет. /…/ И обидно за театр, превращенный в мелкую лавчонку; обидно до горечи за те блестки красоты и высоко-художественной искры, которые исходят от обаяния Клары Юнг, обидно за нового для Киева такого артиста, как Сегель, который приковывает внимание своим высоко-художественными, саркастически созданными образами-шаржами (мистер Гринфельд в "Ди Американерин", г. Гольденгерн в "Ханче в Америке")". И приходил к выводу: "Теперь условия изменились, но, увы, театр еврейский не изменился, и как будто еще и не пытается изменяться. /…/ Всё то же пошловато бессодержательное топтание на месте, всё те же сценки с переодеванием, с банальными анекдотами и старыми, лишенными всякой творческой оригинальности перепевами".
Не изменил театральную ситуацию в городе и приезд в Киев части артистов харьковского "Унзер Винкла", которые, соединившись с собравшимися здесь к 1919 г. артистами, образовали театр под тем же названием. В составе труппы - Григорий З. Вайсман, Розалия А. Медведева, И.С. Красташевский, Роза С. Брин, Лев К. Браун, Менахем Х. Рубин, Г.А. Эпштейн, И.Д. Файль, артист и драматург Лейб Баумволь и др. Дирижер С.П. Эмерман. "Комиссаром был назначен Брегман, администратором Нохум Лойтер, - вспоминал много позже И. Файль… - В наш театр поступили также Э.Р. Каминская, её дочь Ида Каминская и актер Турков. Театр назывался "Первый государственный еврейский театр Унзер Винкл". Соорганизовавшись, приступили к творческой художественной работе. Ставили пьесы: Гиршбейна, Переца, Зудермана и "Мирру Эфрос" Гордина. Но продержались мы недолго - всего шесть месяцев. В сентябре Красная Армия отступила, пришли деникинцы. Каминская с некоторыми актерами успела уехать, а большинство застряло в Киеве".
20 декабря 1919 г. Красная Армия вновь вошла в Киев. Отдел искусств выделил театру помещение, дал денег в долг на постановку спектаклей. Но на этот раз труппе повезло еще меньше. "Скоро мы узнали о новом наступлении поляков, - продолжал рассказ о тогдашних мытарствах И. Файль. - Заблаговременно предупрежденные об этом, мы решили немедленно уехать из Киева. Мы разделились на две группы: одна, в которую входил и я, поехала в Кременчуг. /…/ Вторая - поехала в Елисаветград".
Когда актеры переезжали из Елисаветграда в Одессу, у станции Казатин на поезд напали бандиты, которых в ту пору было не счесть. "Получены сведения о трагической гибели целого ряда популярных еврейских артистов из труппы еврейской опереточной примадонны Клары Юнг, - сообщал "Экран". - Убиты махновцами, петлюровцами и деникинцами: автор комедии "Хацкеле Колбойник", писатель Бонваль /Баумволь. - Е.Б./, артисты Эпштейн и Шаевич. Тяжко ранен артист Лаберт /Либерт ? - Е.Б./. Погибли также несколько артистов и членов сценического еврейско-украинского союза". Берлинская газета "Голоса России" добавляли, что Шаевич был "сброшен с ж.-д. моста в Днепр, и по благополучном прибытии к берегу добит выстрелом в голову".
Но в тот недолгий с февраля по сентябрь 1919 г. период, когда в Киеве была советская власть, решено было создать новый по форме еврейский театр со студией по типу петроградской. "В связи с национализацией театров и признанием права каждой нации иметь театр на родном языке, в еврейских кругах, близких к театру, появляется усиленная деятельность по созданию еврейского государственного театра. Инициативу взяла на себя студия "Культур-Лига", - приводит документ Александра Подопригора, датированный 12 марта 1919 г. - Смета образцового еврейского драматического театра со студией при нем уже принципиально принята исполкомом. Создаваемый театр стремится привлечь на еврейскую сцену лучших артистов-евреев, которые за отсутствием еврейского художественного театра ушли на сцену русскую, украинскую, немецкую. Проявляют интерес к делу и нееврейские круги. Так обещал сотрудничество Марджанов. В ближайшие дни будет решен вопрос, какое из имеющихся в Киеве театральных зданий будет отведено под еврейский государственный театр".
А уже 7 апреля состоялось устроенное "Культур-Лигой" "собеседование" о еврейском театре в "Литературно-артистическом клубе", которое "привлекло значительное количество публики". "Открывший собрание заведующий еврейским отделом при управлении государственных театров т. Брегман с удовлетворением отметил этот факт, объясняя это увеличивающемся в последнее время интересом к еврейскому искусству.., обрисовав вкратце то состояние, в котором еврейский театр находился до сих пор, и условия, в которых приходилось работать еврейскому актеру, оратор выражает надежду, что новые достижения еврейского театра будут сравнительно велики".
Выступивший следом Моше Литваков утверждал, что "еврейский театр возник почти в этнографической среде. Единственным видом развлечения был так называемый "Пурим-шпиль", не требующий никаких новаций. Из этого развлечения и возник еврейский театр. Репертуар был отвратителен, бездарен. В актеры шел всякий недоучка, подмастерье и проходимец". [Надоело опровергать это предвзятое отношение к прошлому еврейского театра. См. хотя бы мой доклад на Михоэлсовских чтениях "Предтечи ГОСЕТов" (Судьба еврейского театра в России: ХХ век - М. 2001). В конце концов, русский театр тоже начинался с "Пурим-шпиля" - "Артаксеркского действа". Это, к слову].
Но М. Литваков признал, что перемены уже начались - "в прошлом году в Харькове еврейскими артистами был создан театр "Унзер винкл", поставивший себе идейные задачи. Возникновение этого театра - симптоматично, свидетельствуя о том, что сам актер забеспокоился. Быть может, лучшая часть еврейских актеров нашла там некоторое удовлетворение, но нам этот театр уже ничего не мог дать. /Отчего же? - Е.Б./. Нужны новые актеры, прошедшие художественную школу, нужен прилив свежих сил, не заеденных рутиной еврейского театра".
За прошлое еврейского театра заступился великий режиссер Константин Марджанов, сам поставивший в Одессе первую еврейскую пьесу П. Гиршбейна на русской сцене, видевший труппы Я. Спиваковского, А. Фишзона, Д. Сабсая, постоянно игравших в Одессе, свидетель зарождения и гибели театра самого Переца Гиршбейна. "Я люблю театр, - восклицает т. Марджанов, - я люблю его, независимо от того, на каком уровне он стоит. Вы говорите, нынешний еврейский театр - балаган. Но я и его люблю, потому что у слушателей есть горение, есть творческие порывы, которые убивались в них не по их вине!".
"Артист Летичевский /тоже/ находит, что т. Литваков несколько несправедлив и резок к еврейским актерам. Если последние, несмотря на все гонения, которым они подвергались, несмотря на ужасное моральное и материальное положение, все-таки оставались на еврейской сцене, то это следует считать подвигом". "Еврейскому театру нужна другая среда, другая атмосфера и любовное внимание не только изнутри, но и извне. Тогда он поднимется на должную высоту", - подчеркнул "т. Кац".
"Т. Брегман знакомит слушателей с практическими шагами еврейской театральной секции. "Первая мысль наша в области культурного строительства - это забота о еврейском театре. Задача в высшей степени нелегкая. /…/ Советская власть поняла, что еврейский театр имеет такое же право на существование, как русский и украинский, и оказывает нам полную поддержку. /…/ Нужно перевоспитать тех из оставшихся у нас актеров, которые могут быть полезны. /…/ Мы обращаемся ко всем, в ком живо сочувствие к нашему делу: придите к нам и будьте полезны - чем можете".
"Всеукраинским театральным комитетом открывается в Киеве Первая еврейская драматическая студия, во главе которой стоит известный еврейский писатель Д. Бергельсон, - оповещал "Коммунист" в августе. - До настоящего времени записалось 56 слушателей. В студии будут читаться, помимо специальных лекций о драматическом искусстве, также лекции по психологии и истории литературы". Но к руководству студией пригласили Эфроима Б.Лойтера, приехавшего в Киев как раз для того, чтобы создать здесь стационарный еврейский театр. А он в свою очередь привлек к работе режиссера Шимона Семдора, Йосифа А. Кунина, ученика В.Э. Мейерхольда по петроградской студии на Бородинской Александра М. Смирнова, драматурга и критика Иехезкеля М. Добрушина, актрису Д. Высоцкую; для прочтения цикла лекций по вопросу "Театр и декорационная живопись" была приглашена Александра А. Экстер.
После семимесячной учебной работы студия "вышла на путь публичного творчества": "В средних числах января предположено дать ряд спектаклей с участием учеников студии. Сейчас ведутся полным темпом репетиции пьесы Бейныша Штейнмана "Мошиах бен-Иосиф". Пьеса изобилует массовыми сценами, на которые обращено особое внимание". Ставил спектакль А. Смирнов, оформлял Исахар-Бер Рыбак, музыку писал М. Левин. Одновременно студия собиралась работать над сборными спектаклями из произведений И.-Л. Переца, Ш. Аша, Шолом-Алейхема и Менделе Мойхер-Сфорима.
13 мая 1921 г. состоялась премьера "Мессии". "Без преувеличения можно сказать, что постановкой произведения безвременно погибшего молодого драматурга Штейнмана (убит деникинцами) "Мессии" открывается новая страница в истории еврейского театра, - писал Ефр. Львов. - Легко доступная усвоению рядового зрителя, пьеса, в смысле сценических достижений, - богатейший материал для талантливого режиссера и артиста. Много общего в отношении постановки - с пьесой Луначарского "Оливер Кромвель". Однако, "Мессия" в массовых сценах превосходит первую пьесу. В этом крупном достижении - огромная заслуга Смирнова и всей молодежи, кстати сказать, хорошо сыгравшейся, студии". Летом "Мошиах бен Иосиф" Б.Штейнмана и спектакль, составленный из инсценировок рассказов И. Переца, которые студийцы играли на клубных сценах Киева, Чернигова и других городов Украины, "тепло принимались публикой". Однако, студийцы и осенью, 3 и 4 сентября, в театре ПУОКРА (Мариенгофская, 8) успели дать еще два спектакля. А 10-го, после девятого представления "Мошиаха", состоялся диспут о "Новом еврейском театре" и, в том числе, о "Мошиахе".
В декабре 1921 г. студенты во главе с членами художественной коллегии "Культур-Лиги" Э. Лойтером и И. Куниным приехали в Москву. "Почему же Вахтангов в столь тяжелое для него время, как осень 1921 года, а тем более начало 1922 года, взялся за работу в нашей студии? - всю жизнь задавался вопросом Лойтер… - Здесь, конечно, играло решающую роль отношение Вахтангова к своей театральной работе, как к священному общественному долгу, как к святой миссии. Он считал своим долгом распространять учение Станиславского среди театральной молодежи. Несомненно немалую роль в решении Вахтангова работать в нашей студии сыграла также другая замечательная черта его творческой индивидуальности - неутомимая жажда встреч с новыми людьми, с новыми театральными коллективами, в частности с молодежными. /…/ "Я буду учить вас играть, но учить вас ставить спектакли должен Мейерхольд", - сказал Вахтангов".
Первый семестр (15.1. - 18.6.) был посвящен изучению профессиональных дисциплин, которые проводили ученики Вахтангова Р.Н. Симонов, К.И. Котлубай, Л.А. Волков, А.М. Азарин; педагоги по пластике и сценодвижению Е.И. Вульф, Э.Д. Вигелев, Н. Фоггерер. Сам Вахтангов раз в неделю проводил со студийцами занятия по актерскому мастерству. "К работе в театре привлекаются В.Э. Мейерхольд и А.М. Грановский, - дополняло "Театральное обозрение". - Ближайшей постановкой В.Э. Мейерхольда намечено "Красное дитя" Штейнмана. Грановский намечает поставить пьесу "Ночью на старом рынке" - Переца. Работать студия пока будет в Еврейском камерном театре или в своем помещении на Арбате". Леонтьевский пер., д. 35 а. Параллельно студия работала над спектаклями "Мошиах бен Иосиф" (в новом сценическом варианте), "Шаббатай Цви" по пьесам Ш. Аша и Ю. Жулавского, "Эр двей" И. Зингера и инсценировками рассказов И. Переца. В конце учебного года студийцы дали 5 концертов "еврейского симфонического чтения", прошедших с успехом.
В начале второго учебного года был объявлен дополнительный набор студийцев. Причем прием был объявлен "по разверстке, произведенной Евбюро Наркомпроса: Киев - 3, Харьков - 2, Минск - 2, Гомель - 2, Витебск - 2, Екатеринослав - 1, Смоленск - 1, Одесса - 2, Житомир - 2, Подолье - 2. /…/ Экзамены будут производиться с 25 сентября. Правление не несет ответственности за материальное обеспечение приезжающих. Приезжающие к экзаменам, а так же и те, кои будут приняты в студию, должны сами заботиться о квартире для себя. В общежитии студийные места заняты" и т.д.
16 сентября 1922 г. труппа студийцев под руководством Э. Лойтера, объединившаяся в "Компанию шутов, скоморохов и комедиантов "Ин Пониш", показала для гостей-артистов других еврейских театров программу пародий и сатиры, в которую вошли пародии на "Гадибук" в Габиме и "Мазлтов" в двух вариантах - по "схемам Государственного камерного театра" и с применением биомеханики. "В остроумно составленный текст включены пародии на еврейских поэтов и политическая сатира. Почин Э. Лойтера создать первую еврейскую мастерскую пародий и сатиры на театр, литературу и политику, встретил большое сочувствие у собравшихся гостей и в среде актеров Государственного камерного театра и "Габимы". По окончании официальной программы артисты-гости выступили с отрывками своего репертуара и импровизированными пародийными номерами".
После удачного выступления студийцев было решено создать Еврейский театр сатиры, в художественный совет которого вошли А.М. Грановский, И.М. Добрушин, М.И. Литваков, Э.Б. Лойтер, С.М. Михоэлс. Режиссура - Лойтера и Грановского. В первое принародное выступление студийцы снова продемонстрировали свои пародии, а Грановский - хор еврейских певцов и эксцентрические еврейские танцы. В последующие представления Лойтер задумал было серию постановок под названием "Прощай, мое местечко!", в которых он намеревался ставить отрывки из произведений лучших еврейских писателей. Однако, несмотря на успех первого вечера Театра сатиры, продолжения не последовало. Вероятно, у устроителей их не оказалось времени на такие "шалости".
На исходе учебного года, в июле 1923 г., в студии состоялись зачеты по классу К. Котлубай. Были показаны работы по произведениям И. Переца "Портной Берл", "Сестры", "Каббалисты" и "После похорон"; "Странствия Вениамина" Менделе Мойхер-Сфорима, "Стемпеню" Шолом-Алейхема, "Амнон и Фамирь" Ш. Аша и "В гавани" Ги де Мопассана. Миниатюры Переца составили и первый "Вечер студийных работ", который играли в следующем учебном году. 26 ноября состоялся закрытый просмотр из трех вещей - "Сестры", "После похорон" и "Берл портной", 2 и 3 декабря играли их для зрителей, а 16 и 17-го - к ним добавили "Каббалистов". "Судя по отчетному вечеру, - писал рецензент "Известий", - студия избрала для своего творческого пути некую "золотую середину" между реализмом и гротеском "Габимы". Но надо сказать, что типы еврейской "черты" выведены студией с большой тщательностью и любовью. Исполнение спектакля заставляет думать, что перед нами сплоченный коллектив со способными молодыми актерами и руководителями, проникнутый желанием дать широкой еврейской массе театр, который был бы близок и понятен ей как по своей художественной форме и содержанию, так и по языку".
И вдруг в нескольких театральных журналах появилось письмо Эфраима Лойтера, в котором он писал: "Вследствие выяснившейся невозможности выполнения Центральным еврейским бюро Наркомата Украины в необходимый срок взятых на себя обязательств и создавшегося из-за этого безвыходного положения для работы студийцев и работников студии, объединенное заседание правления студии и представителей труппы, в согласии с постановлением Ц.О.Б. "Культур-Лиги" от 19 мая 1924 года, вынуждено было принять решение о ликвидации студии. Надо отметить, что это решение пришлось принять в период самой энергичной производственной и школьной работы студии. В июне предполагались первые две постановки студии: "Саббатай Цви" в постановке В.С. Смышляева, "Пурим-шпиль" в постановке А. Грановского и Э.Б. Лойтера, в ближайшее время должен был начать работу В.Э. Мейерхольд по постановке еврейской комедии И. Аксенфельда "Ди генарте вельт". Директор театра-студии "Культур-Лиги" Эфраим Лойтер". Дело было в том, что в Киеве, пославшем студию на учебу в Москву, в середине 20-х гг. было два еврейских театра: "Кунст-Винкл", находившийся на подъеме, и не столь успешный "Фолк Бине". И третий ему был совершенно не нужен. И потому содержать студию было бессмысленно. А для Харькова, тогдашней столицы Украины, обходившегося необременительными гастролерами, студия не была своей, и он в ней не нуждался. То есть дальнейшее существование её оказалось бесперспективным, и Лойтер, не желая тратить время попусту, уехал в Баку, где опять-таки создал еврейскую театральную студию.
Однако Наркомат просвещения УССР предпринял меры по сохранению студии и устройству её будущего. Тогда на свет появился документ следующего содержания: "В апреле 1919 года Наркомпросом УССР был основан в Киеве еврейский театр-студия, - говорилось в нем. - В период деникинщины студия по распоряжению Наркомпроса перешла в ведение "Культур-Лиги". В 1921 году студия переехала для продолжения своей теоретической и практической деятельности в Москву. За все время студия не получала от Наркомпроса УССР никаких субсидий и находилась на содержании "Культур-Лиги" и других еврейских организаций. Теперь, в связи с ликвидацией заграничных организаций, помощь их совершенно прекратилась. Студия через два месяца заканчивает свою работу. Работая под руководством лучших режиссеров Москвы Мейерхольда, Вахтангова, Грановского и под непосредственным влиянием Московского еврейского камерного театра, студия является в настоящее время одним из лучших органов политпросветительной работы и художественной пропаганды еврейского трудового населения. До настоящего времени на Украине не имеется ни одного государственного еврейского театра, и Главполитпросвет не имеет в своей смете никаких ассигнований на содержание таковых. Между тем, на Украине существуют частные еврейские театры, которые имеют значительный успех. Эти театры старого направления и составляют смесь халтуры, низкопробной художественности и нэпманщины. Борьба затрудняется отсутствием хорошего еврейского театра.
Коллегия Наркомпроса, исходя из означенных соображений, признала необходимым перевести еврейскую студию "Культур-Лиги" на Украину, приняв расходы на содержание студии и её перевод в сумме 10000 руб. золотом и возбудить ходатайство перед Совнаркомом об ассигновании средств на вышеуказанную цель. С ассигнованием названной выше суммы УССР получает образцовый театр, вполне отвечающий политико-просветительным задачам Соввласти". Подписано зам. наркома просвещения Логиновым, зав. худсектором ГЛАВПП Пельше и секретарем коллегии Наркомпроса Лещинским.
12 мая 1924 г. на заседании РНК УССР обсуждался вопрос дальнейшей судьбы студии и о создании на её основе "1-го Еврейского государственного театра УССР". И только летом 1925 г. коллегия Наркомпроса УССР решила вопрос об организации Государственного еврейского театра (ГОСЕТа) Украины с базой в Харькове. Директором и художественным руководителем театра приглашался Эфроим Лойтер, ради своих студийцев покинувшего бакинскую студию. Основу труппы составили бывшие студийцы: Ада М. Сонц, Даниил М. Стрижевский, М. (Фай) Д Заславский, Моисей Б. Сокол, Ива Вин, Рахиль М. Синельникова и др.
6 декабря 1925 г. премьерой "Пурим-шпиля" начал свое существование Украинский ГОСЕТ.
Евгений Биневич
Сайт создан в системе uCoz