"Народ мой" №22 (410) 29.11.2007
Я вспоминаю…
Люди, родившиеся в 20-х годах ХХ века и дожившие до начала ХХI века (их весьма мало из-за особых качеств доставшегося им века), обязаны писать мемуары-воспоминания. Это им следует делать для того, чтобы довести до людей будущего правду Истории, которая нередко представляется в искаженном виде.
Моя трудовая деятельность началась осенью 1941-го года, когда наш школьный класс был мобилизован на авиационный завод изготовлять оружие для победы над фашизмом.
По окончании войны и школы я поступил в авиационный институт, который окончил в 1952 году. Защитив на отлично свой дипломный проект (хотя учился средне), я получил направление на работу в Харьков на завод п/я 201. Таким образом, моя трудовая деятельность уже в качестве инженера началась в 1952-53 годах. Значимость этих дат понятна, ибо заканчивался особый период в истории Советского Союза.
Приехав в Харьков, я предъявил свое направление в отделе кадров завода. Мне предложили работу в КБ завода с окладом 800 рублей. У меня уже был стаж работы до института, поэтому я сказал, что это для меня мало. Тогда мне предложили работу в ОТК - контрольным мастером в цехе за 1200 рублей в месяц. Это меня устроило. Теперь уже можно сказать, что это был за завод. В 20-х годах ХХ века Феликсом Дзержинским была создана "коммуна" для беспризорников. Перевоспитывать их трудом было поручено Макаренко. При покровительстве Дзержинского Макаренко организовал в Харькове, в этой коммуне, производство дорогих фотоаппаратов типа заграничной Лейки, назвав их ФЭД.
К 1950 году это уже был завод, где работали не беспризорники и где производили не фотоаппараты, а аппаратуру для межконтинентальных ракет. Цех выглядел как большой зал, где за длинными столами сидели молодые женщины и занимались пайкой электросхем приборов. Эти изделия цех предъявлял мне для контроля и последующего предъявления их военной приемке. В моем подчинении было десять женщин-контролеров, проверявших изделия приборами и на вибростендах. В мои обязанности входила также настройка параметров контрольных приборов и вибростендов, а также тщательный контроль соответствия примененных цехом материалов и монтажа приборов. Наша продукция поставлялась на завод в другом городе, где и строились ракеты, которыми много позже будет запущен 1-й спутник Земли и первым облетит Землю Юрий Гагарин.
А в то время обстановка в стране накалялась пропагандистской кампанией в газетах и по радио, что в смерти известных деятелей виновны преступные действия врачей-профессоров с еврейскими фамилиями. И однажды утром моя контролерша - милейшая молодая женщина, привстав со своего места, сказала мне с улыбочкой, что эти врачи-евреи намеревались даже убить товарища Сталина. Что я об этом думаю? Я сказал ей, чтоб она занялась своим делом, а в этом разберутся без нас. Она проворчала: "Мы тоже разберемся…".
Позже в цеху произошло чрезвычайное происшествие. Одной из работниц, 15-тилетней деревенской девчонке, ее мастер поручил нарезать по определенному размеру кабель на месячную программу. Мастер не следил за ее "работой", а она сама плохо разбиралась в метрах и сантиметрах. В результате этот остродефицитный и дорогой кабель оказался много короче, чем следовало. Дело дошло до дирекции завода, и начальству цеха здорово попало. Замначальника цеха Дубовой (запомнил его фамилию!) подошел ко мне с криком, что я виноват, что не приставил к девчонке контролера сразу проверять, что и как она делает. Мои плохие отношения с начальством цеха стали еще хуже.
Когда много лет спустя возникло еще более чрезвычайное происшествие в украинском Чернобыле, мне показалось, что в случившемся много общего с тем случаем в харьковском цеху. Но я, слава Б-гу, работал уже не на Украине.
Что касается моих отношений с военной приемкой, то, как раз, эти отношения с подполковником и майором, принимавшими у меня продукцию, были хорошими. По-видимому, они мне доверяли и, возможно, поэтому я в конце месяца был назначен руководителем командировки в город Днепропетровск. Дело в том, что принятая военной приемкой аппаратура проходила еще одну проверку - транспортировкой в автомашине по нашим дорогам на тысячу километров.
В конце рабочего дня в крытую автомашину были загружены опечатанные зеленые ящики с аппаратурой. Я сел в кабину к шоферу, лейтенант из военной приемки устроился возле ящиков в кузове. Поездка со сворачиванием на проселочные дороги, чтобы основательно протрясти ящики и набрать 500 километров, заняла всю ночь. К утру остановились у ворот так называемого Автозавода в Днепропетровске. В проходной я предъявил командировочное удостоверение, нас уже ждали, и ворота открылись. Мы въехали на территорию завода.
Территория меня удивила: это был целый город с улицами вдоль огромных цехов. Улицы в зелени деревьев, с газонами и цветами. Я прошел в здание управления завода, чтобы отметить командировку. Секретарь впустила меня в кабинет директора. Кабинет удивил большим размером и роскошью обстановки. Директор - Кучма - подписал командировку. Едва ли он - тогда только еще в будущем - глава независимой Украины помнит этот случай. А я запомнил.
Отметив командировку, мы на своей машине отправились в обратный путь на свой завод, где ящики с аппаратурой были снова сданы на военпредовскую проверку. А вскоре страна погрузилась в глубочайший траур: умер горячо любимый вождь и учитель всех времен и народов Иосиф Сталин.
Возле бюста Сталина на территории нашего завода был выставлен почетный караул. От нашего цеха в этот караул был почему-то назначен беспартийный я. Мгновенно прекратилась вся пропагандистская кампания в печати и по радио о врачах-вредителях. Так величайшие политические события сказались на наших судьбах.
Не историки, а простые люди должны рассказать о, казалось бы, малозначимых событиях своей жизни, но напрямую связанных с исторической правдой - как все это происходило на самом деле.
Сайт создан в системе uCoz