"Народ мой" №24 (412) 27.12.2007
Слово раввина
Пост десятого Тевета - день всеобщего "Кадиша"
Дорогие друзья!
В этот раз мне хотелось бы рассказать немного о 10 Тейвесе (в этом году выпавшем на 19 декабря), который напоминает нам об одном из четырёх этапов величайшего бедствия еврейского народа - разрушении Иерусалимского Храма.
Десятого Тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Так сказано об этом в Священном Писании: "И было: на девятом году своего царствования, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до двенадцатого года правления царя Цидкиягу. В девятый день месяца голод в городе стал невыносим, и не было хлеба у народа..." Более полугода продолжалась осада Иерусалима, и 17-го Тамуза была пробита городская стена. Три недели спустя, во второй половине дня 9-го Ава был подожжен Храм. Это означало окончательную потерю еврейским народом своей независимости и власти над своей страной, крушение всех надежд и уничтожение духовного центра народа. Девятого Ава началось изгнание народа Израиля.
Десятого Тевета постятся от рассвета до наступления ночи. Даже если этот день выпадает на пятницу, мы постимся, потому что сказано в Священном Писании: "...в тот самый день". Постится даже жених в течение "семи дней пира" после свадьбы, потому что сказано: "Неужели не поставлю я Иерусалим во главе веселья моего?!"
В "Шахарит" мы читаем "слихот", специально предназначенные для этого поста, а также молитву "Авину, малкейну", включающую моления, связанные со всеобщим постом. В этот день в синагоге читают Тору и в "Шахарит", и в "Минху". К Торе вызывают трех человек и читают о том, как Моше-рабейну молился за весь народ, умоляя Вс-вышнего простить Израилю грех сооружения золотого тельца. Этот отрывок из Торы читают в каждый пост: мы надеемся получить от Вс-вышнего ответ, подобный тому, которого удостоился Моше: "Простил Я, как ты простил".
После чтения Торы в "Минху" читают "гафтару", предназначенную для дня поста, из книги пророка Йешаягу: "Ищите Г-спода тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему, когда Он близок!".
В "Шмонэ-эсрэ" добавляют вставку "Анейну" - "Ответь нам, Г-сподь, ответь нам в день поста нашего!.." В "Шахарит" эту вставку читает хазан, повторяя молитву, но в "Минху" ее произносят все молящиеся в той части молитвы, которая читается шепотом. В устах хазана "Анейну" становится отдельным, дополнительным благословением, заканчивающимся так: "Благословен Ты, Г-сподь, отвечающий народу Своему, Израилю, в час беды!"
В нашем поколении, поколении Катастрофы и возрождения, Десятое Тевета получило еще один смысл. Сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днем всеобщего "Кадиша" - днем поминовения жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. Очень многие из шести миллионов наших братьев, да отомстит Г-сподь за их кровь, погибли жестокой, мучительной смертью, и дата их гибели неизвестна, потому что не осталось свидетелей их смерти. Десятого Тевета зажигают нер нешама, поминальную свечу, произносят "Кадиш" и учат Мишну во имя душ этих мучеников.
Большая символика заключена в соединении двух этих трагических событий - начала крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении. В этот день мы выражаем свою надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Первого Храма. Как и в прочие посты, мы выражаем нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Зхарьи: "Так сказал Г-сподь воинств: Пост четвертого месяца [т. е. Семнадцатое Тамуза], и пост пятого месяца [Девятое Ава], и пост седьмого месяца [3 Тишрея, Пост Гедальи], и пост десятого месяца [Десятое Тевета] превратятся для Дома Йегуды в дни радости и веселья, в дни праздников..." Мы молимся о том, чтобы это пророчество сбылось в наши дни.
Говоря о Дне всеобщего "Кадиша", следует отметить, что решением израильского парламента, кнесета, 27 Нисана объявлено Днем Катастрофы и Героизма. В этот день, в 1943 году, восстание в Варшавском гетто, поднятое горсткой еврейских храбрецов, было окончательно подавлено силами нацистских убийц. Это решение кнесета отнюдь не противоречит решению Главного раввината, напротив, одно дополняет другое, подчеркивая аспект героической борьбы и беззаветной отваги европейского еврейства в годы Катастрофы и духовное величие миллионов людей, боровшихся за сохранение своего Б-жественного образа и подобия, своей жизнью и смертью освящая Имя Вс-вышнего.
Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz